- Разработчик: Gearbox Software
- Издатель: 2K
- Дата выхода: 13 сентября 2019 года
Перед выходом вокруг проекта сложился некий ореол негатива. Кому-то не понравился статус полугодового эксклюзива Borderlands 3 для сервиса Epic Games Store; другие были недовольны наличием антипиратской защиты, которая, по некоторым данным, отрицательно влияет на производительность; третьи возмущались после неоднозначных высказываний разработчиков; четвертые же напряглись после новостей о сегментации изданий – предрелизные копии отправляли только избранным представителям зарубежной прессы. Поэтому перед запуском игры возникали сомнения в ее качестве. Как оказалось, по большей части напрасные.
Borderlands 3 рассказывает новую историю в известном поклонникам серии мире. На этот раз им предстоит столкнуться с новой угрозой в виде близнецов Калипсо, обладающих силами Сирен, которые ищут Великое Хранилище с намерением получить всю его мощь. И злодеи явно не намерены использовать ее во благо, поэтому знакомая по предыдущим играм Лилит находит новых Искателей и отправляет их в гонку за обладание ключами от хранилищ.
Четверка главных героев получилась весьма разноплановой. Стрелок Моуз полагается на ручного «Медведя» — так она зовет меха, вооруженного тяжелыми пушками. Оперативник Зейн умеет создавать голографические копии, устанавливать защитный купол и призывать дрона-помощника. Сирена Амара использует призрачные руки, чтобы наносить огромный урон. А охотник З4ЛП ни шагу не ступит без своих питомцев.
Эти персонажи хороши в бою, но ощущаются бесполезными в сюжете. Они выполняют роль мальчиков на побегушках, а в кат-сценах отодвигаются на задний план – иногда даже присутствуют в важных событиях, но никак в них не участвуют. Это выглядит… странно: вроде как мы могли бы повлиять на некоторые повороты истории, но волей сценаристов выступаем безмолвными наблюдателями. Конечно, какие-то реплики у протагонистов есть, но чаще они произносят их во время сражений, а не в сюжетных эпизодах.
Сама же история интригует, но долго разгоняется. Радуют встречи со старыми знакомыми, но откровенно разочаровывают характеры близнецов, которые оказались слишком уж «злодейски-гипертрофированными». Шуток много, и некоторые бьют в цель, но с сортирным юмором иногда бывает перебор. Чтобы погрузиться в происходящее, нужно перетерпеть скучное вступление на Пандоре и множество миссий вида «подай-принеси». Среди второстепенных миссий же встречаются как самородки (если не уровня «Ведьмака», то близко к нему), так и наскучившие курьерские задания.
Впрочем, все это не мешает наслаждаться главным – геймплеем, который в Borderlands 3 получился качественным и захватывающим. Стрелять из «газиллиона пушек» приятно: каждый ствол имеет свой режим стрельбы и особенности урона. Выстрел из дробовика с большой долей вероятности отправит врага в затяжной полет, пушка со стихийным уроном нанесет… стихийный урон, граната может не только ранить противника, но и выбить из него пачку денег, а некоторые образцы оружия и вовсе представляют из себя что-то невообразимое: например, один из боссов оставил мне пушку, которая при перезарядке выбрасывается – если она попадет в оппонента, то взорвется, облив его кислотой, если же упадет на землю, то превратится в вооруженный мозг на ножках.
Не обошлось, правда, без изъянов: так, некоторые стволы «звучат» как-то неубедительно, другие занимают пол-экрана, а при взгляде через оптический прицел управление «плывет», мешая нормально целиться.
Традиционно для серии, в Borderlands 3 представлены различные производители оружия, каждый со своими фишками: одни делают ставку на разнообразие режимов ведения огня, другие выпускают самоуничтожающиеся пушки, третьи активно используют стихийный урон, и так далее. Попробовать все оружие невозможно, и даже когда вы найдете любимый ствол, привязываться к нему не стоит – вы постоянно будете собирать лут, сравнивать урон и эффекты от пушек, а также постоянно охотиться за ценными образцами, надеясь заполучить в свои руки лучшее «золотое» оружие.
Появились в игре и новые автомобили, в том числе мелькавший в трейлерах одноколесный мотоцикл. Их можно всячески кастомизировать и улучшать, и они помогут быстрее преодолевать огромные запутанные локации с тысячами постоянно возрождающихся противников.
Учитывая, что события шутера теперь разворачиваются на четырех планетах (между ними можно перемещаться на местной «Нормандии» – корабле под названием «Убежище»), территории стали больше и разнообразнее. Это и восхищает, и раздражает одновременно: вы определенно будете останавливаться, чтобы полюбоваться эффектными пейзажами Прометеи и Афины, и проклянете все на свете, пытаясь сориентироваться на неудобной трехмерной карте. В Borderlands 3 стало больше вертикального геймплея и появились элементы паркура, так что теперь можно взбираться на здания, чтобы занять господствующую высоту и найти хороший лут. На каждой локации можно найти массу дополнительных активностей, включая второстепенные квесты, поиски дневников и деталей роботов, а также автомобили, которые можно угонять и доставлять в свой гараж.
И как бы вы ни хотели двигаться вперед по сюжету, игра заставит вас отвлекаться от основных миссий и заниматься гриндом. Очень быстро противники из главной сюжетной линии станут слишком «толстыми» для непрокачанного персонажа: боец на один-два уровня выше превращается в «губку для пуль», а боссы оказываются и вовсе непроходимыми. Поэтому лучше не игнорировать хотя бы часть сайд-квестов и, конечно же, играть в кооперативе.
Разработчики постарались сделать совместную игру как можно более комфортной. Так, уровень игроков-гостей теперь подстраивается под уровень хоста, а лут падает для каждого свой. Есть и обратный вариант: при желании можно настроить сетевую игру так, чтобы в сессии участвовали разноуровневые игроки, а за добычу приходилось спорить. Система меток позволяет указать на интересный объект, будь то ящик с патронами, валяющаяся на земле пушка или серьезный противник. А детальная кастомизация внешнего вида персонажей и оружия позволяет избегать ситуаций, когда по локации бегает четверка клонов.
В кооперативе все игроки могут активировать сюжетные триггеры, поэтому не удивляйтесь, если вы пропустите часть истории, засидевшись в инвентаре.
В совместном прохождении могут участвовать одинаковые герои – игра не заставит выбрать, например, кого-то кроме Амары, если Амара уже есть в сессии. Тем не менее играть становится интереснее, когда подбирается компания из разных персонажей. Тут уже каждый начинает хвастать способностями, а экран заполняется вспышками взрывов, разрядами электричества и кислотными всплесками.
Система прокачки у каждого из четверки протагонистов своя. К примеру, у Моуз всего один активный навык – вызов меха, но у этого меха есть два слота для оружия и еще два для модификаций. В свою очередь, Зейн получил два активных навыка, но ради второго должен пожертвовать слотом для гранат. И так далее. Пассивных умений у каждого персонажа множество, и игра позволяет создавать самые разные билды, что существенно повышает реиграбельность.
Причем все это можно осваивать даже после прохождения Borderlands 3. Разработчики подготовили эндгейм-контент для тех, кто захочет продлить свои приключения в игровом мире. Так, после финала здесь открывается новая система развития – ранг стража, которая предлагает выполнять испытания, получать за них жетоны и открывать новые перки. Кроме того, игру можно пройти заново на повышенном уровне сложности и со случайными модификаторами. Наконец, авторы обещают регулярно пополнять проект новым контентом в виде рейдов, арен и так далее.
Под конец отметим техническую часть. У шутера все еще есть проблемы с производительностью, как на РС, так и на консолях, и неизвестно, когда Gearbox их исправит. На форумах можно увидеть страшные рассказы о том, что Borderlands 3 может удалить сохранения, уничтожив прогресс десятков часов прохождения. Мне же довелось столкнуться лишь с падением частоты кадров, что особенно удивляет на фоне вышедшей несколькими днями ранее Gears 5, которая при том же движке демонстрирует более красивую графику и лучшую оптимизацию. Будем надеяться, что разработчики все же устранят эти недочеты.
Однако главная проблема Borderlands 3 кроется, пожалуй, не в технической части, а геймплейной. Шутер ощущается вторичным и старомодным – не революцией, а почти незаметной эволюцией в сравнении с предыдущими частями. Где-то что-то стало удобнее (например, автоматический сбор денег и патронов, а также закупка боеприпасов одной кнопкой), где-то что-то испортили (да, снова речь о карте, а также громоздком интерфейсе и неудобном инвентаре).
Хорошо это или плохо – решать вам. Кому-то хочется того же, что и раньше, но с новыми героями и локациями. Другим же подавай кардинально иной опыт. Если вы относитесь к первой категории, Borderlands 3, скорее всего, станет для вас лучшей покупкой этой осени.