Компанию Electronic Arts принято считать «Корпорацией Зла» – и есть за что: она закрывает хорошие студии (Visceral Hames), превращает игровые франшизы в инструмент по выкачиванию денег (Dead Space) и убивает любимые геймерами серии (Mass Effect), регулярно вляпывается в громкие скандалы (лутбоксы в Star Wars: Battlefront II). Неудивительно, что ЕА несколько раз была признана худшей компанией Америки.
Но есть у издателя и положительные качества. Например, программа EA Originals, в рамках которой осуществляется поддержка небольших инди-проектов. С ее помощью свет увидели занятная головоломка Unravel, красочный платформер Fe, а также герой нашего обзора – кинематографический экшен A Way Out от студии Hazelight, ранее отметившейся необычной игрой Brothers: A Tale of Two Sons.
С самого момента анонса проект позиционировался как исключительно кооперативное приключение. И это действительно так: чтобы поиграть, вам придется найти напарника для совместного прохождения – в сплит-скрине или через интернет. Причем во втором случае, не нужно приобретать две копии экшена: разработчики предусмотрели систему гостевого пропуска, которая позволяет приглашать друзей, у которых нет игры, и вместе проходить миссии – хоть всю сюжетную линию от начала и до конца.
A Way Out рассказывает историю двоих заключенных – Винсента и Лео, которые попали на зону по разным статьям, но оказались связаны личностью одного злодея, которому хотят отомстить. Короткое знакомство, первая совместная драка с врагами – и вот уже герои решают устроить побег из тюрьмы. Чтобы осуществить свой план, им придется выполнить несколько задач: найти инструменты, сделать подкоп, продумать пути отхода.
Тут-то и проявляется вся мощь кооперативного геймплея, и становится понятно, почему разработчики не добавили в игру напарника-бота для геймеров-одиночек. Здесь нужно по-настоящему взаимодействовать друг с другом, и лучше, если при этом вы будете сидеть рядом за одним экраном или хотя бы общаться по голосовой связи. По этой же причине в A Way Out нет возможности играть с рандомными людьми, а приглашения осуществляются только через систему друзей в Origin.
Как пример, приведем тот самый побег из тюрьмы. Винсент и Лео выполняют разные роли, но при этом действуют сообща. Так, пока один отвлекает охранника, второй пробирается за его спиной к месту назначения. Пока один делает подкоп в камере, второй стоит «на стреме» и следит за перемещениями дежурных. Когда герои ползут вверх по узкой бетонной шахте, прижавшись спиной друг к другу, игроки должны одновременно нажимать соответствующие кнопки, чтобы напарники не сорвались вниз.
Стенами тюрьмы, кстати, место действия не ограничивается. Уже буквально на втором часу персонажи оказываются на свободе, и дальше разворачивается история мести злодею, из-за которого их упрятали за решетку. Игра не топчется на одном месте: здесь нет повторяющихся миссий и локаций, спокойные эпизоды с головоломками сменяются жаркими погонями и перестрелками, а герои постоянно влипают в новые приключения. Здесь даже предусмотрена кое-какая вариативность: в определенные моменты взгляды беглецов расходятся, и игроки должны выбрать, какому варианту развития событий отдать предпочтение. Винсент, как более спокойный и осторожный, полагается на хитрость и предпочитает действовать в обход, вспыльчивый Лео же прет напролом, решая возникающие проблемы грубой силой.
Разработчики постарались наполнить мир A Way Out деталями, а персонажей сделать как можно более живыми. И это им удалось: герои могут взаимодействовать друг с другом не только в необходимых для прохождения сюжета местах, а еще и в различных необязательных активностях. Здесь можно посоревноваться в игре в дартс, состязаться в армрестлинге, сыграть вдвоем в игровые автоматы, побросать мяч на баскетбольной площадке, просто посидеть рядом на детских качелях. Благодаря этим мелочам локации хочется исследовать не ачивок ради, но чтобы посмотреть как персонажи будут развлекать себя с интерактивными объектами.
Внимание к деталям прослеживается и в постановке здешних сцен. Ведущий разработчик игры, шведско-ливанский режиссер Юсеф Фарес, до работы в игровой индустрии пробовал себя в кинематографе, что нашло отражение в режиссуре A Way Out. Иногда игра действительно выглядит как фильм, а во многих моментах безошибочно угадываются отсылки к классическим криминальным фильмам и боевикам 90-х, вплоть до копирования целых сцен. И это не становится ее недостатком, наоборот, современной игровой индустрии сильно не хватает «киношной» постановки (кроме A Way Out, хорошей кинематографичностью отличается, разве что, Life is Strange).
Прежде чем переходить к минусам проекта, похвалим еще графику, за которую здесь отвечает движок Unreal Engine 4. Художники поработали на славу: если тюрьма выглядит неказисто (ну а как еще может выглядеть тюрьма?), то последующие локации, в которые попадают герои, впечатляют своей красотой. И хоть картинка в общем-то бедновата и выдает небольшой бюджет игры, грамотное освещение и отличный дизайн заставляют при виде пейзажей (особенно хорошо игроделам удался осенний лес) регулярно тянуться к клавише, на которую закреплена команда снятия скриншотов.
Но сколь бы хороша ни была игра, нашлись у нее и недостатки. Так, стрельба в A Way Out сделана не очень хорошо: оружие почти не чувствуется, а целиться неудобно. Сюжет местами провисает, а неоднозначный финал вызывает много вопросов. Да и в целом складывается впечатление, что на вторую половину кампании потратили меньше времени и сил, чем на первую.
Тем не менее A Way Out – это незабываемый кооперативный опыт, отличное приключение, которое ни в коем случае нельзя пропускать, если вы любите совместное прохождение игр. Но не забывайте, что для максимально ярких впечатлений здесь просто необходимо наличие проверенного в сетевых баталиях друга.