В Dota 2 одновременно играют более 400 000 пользователей. League of Legends, согласно исследованию Newzoo, является самой популярной в мире ПК-игрой, уступая только Minecraft. Цифры не врут: MOBA — один из самых «горячих» игровых жанров на сегодняшний день. Тем интереснее, что начинался он скромно, с любительской инициативы, и долгое время даже не имел официального названия.
2002 год: рождение жанра
MOBA расшифровывается как «многопользовательская онлайн боевая арена» (на англ. Multiplayer Online Battle Arena). Типичная игра этого жанра строится на четырех ключевых элементах: мультиплеер, игра онлайн в реальном времени, тактика и соперничество. Пользователь управляет только одним персонажем, обладающим специфическими способностями и умениями. Вместе с другими игроками он образует команду, которая борется с командой противников.
Все началось в 2002 году, когда пользователь Aeon64 создал кастомную карту для реалтайм-стратегии StarCraft, выпущенной Blizzard четырьмя годами ранее. Карта получила название Aeon of Strife и стала прообразом для жанра MOBA. Геймплей в ней строился по принципу «игрок против окружения», а не «игрок против игрока», а значит, настоящей MOBA она еще не была.
Зато несколькими месяцами позже пользователь Eul (настоящее имя Кайл Саммер) вдохновляется работой Aeon64 и создает нечто похожее для Warcraft 3: Reign of Chaos. Его карта-модификация называется «Защита древних» — Defense of the Ancients или кратко DotA. В игре участвуют два лагеря, цель — захватить и разрушить вражескую базу. С этой потрясающей по своей простоте идеи — игроки объединяются в команду и воюют с другими такими же игроками — началось триумфальное шествие MOBA-игр по планете. Уже в 2004 году появляется первая лига чемпионов DotA: Allstars, а в 2005-м World Cyber Games анонсирует первый турнир по этой дисциплине с призовым фондом в полмиллиона долларов.
2009 год: подражатели и легенды
Неудивительно, что при такой стремительно растущей популярности формулу DotA вскоре взяли на вооружение профессиональные студии. В 2009 году Gas Powered Games выпускает игру Demigod. По задумке, она должна была привлечь игроков разнообразными режимами и богатыми картами. Но персонажей, за которых можно было играть, предусмотрели всего восемь штук, в то время как в DotA имелись десятки вариаций с разными умениями и характеристиками. Это обстоятельство, а также вечно перегруженные серверы, раздражавшие пользователей, предопределили провал Demigod.
Ошибки Gas Powered Games учла совсем молодая независимая студия Riot Games. Хедхантеры компании умудрились привлечь геймдизайнера Стива Фика — одного из создателей модификации DotA: Allstars. Он отлично понимал, как придумать игру, которая увлечет сотни тысяч пользователей. В октябре 2009 года студия дебютировала с тайтлом League of Legends.
В отличие от той же Demigod, игра была бесплатной и без рекламы. Игрокам было доступно десять персонажей, список которых менялся каждую неделю. За заработанные в ходе боя очки или за реальные деньги можно было купить полюбившегося персонажа навсегда. Очень быстро League of Legends стала настоящим хитом. Тогда кто-то в Riot Games и придумал название для жанра — MOBA, взамен термина «игры, похожие на DotA», который использовался прежде.
2013 год: DOTA 2 и киберспорт
Если секретным оружием Riot Games был Стив Фик, то студия Valve, разработчик Half-Life, сделала ставку на геймдизайнера IceFrog — он занимался поддержкой DotA: Allstars после ухода Фика. Вместе с ним Valve, у которой были ресурсы, бренд и графический движок Source, начала работу над DOTA 2. В 2011 году игра в бета-режиме появилась в Steam, а в 2013-м состоялся официальный выход. Суть ее была все та же — две команды по пять человек, которые пытаются захватить вражескую крепость; игра бесплатная, но во встроенном магазине можно купить особую одежду и оружие для персонажей.
Еще с 2011 года Valve начала проводить чемпионат The International, в котором могут принимать участие команды со всего мира. Первый призовой фонд составлял беспрецедентные для киберспорта 1,6 млн долларов. Но ставки быстро росли, и в 2019 году, например, участники бились уже за приз в 34 млн долларов. League of Legends тоже запустила собственный международный чемпионат, который может посоревноваться с DOTA 2 в популярности. MOBA-игры и киберспорт становятся неотделимы друг от друга.
2010 год — наше время: не только ПК
Успех жанра на ПК вдохновил разработчиков создавать игры и для других платформ, несмотря на их технические ограничения.
В 2010-м году на Xbox Live Arcade вышел шутер от третьего лица Monday Night Combat, в котором присутствовали типичные MOBA-элементы: вражеская база, команда игроков, монстры, тропинки для продвижения по карте. А студия Ronimo Games переработала стандартный дизайн MOBA-игр под 2D-платформер в игре Awesomenauts.
И, наконец, стали появляться мобильные MOBA-игры с упрощенной графикой и механикой — Solstice Arena от компании Zynga (2013), Vainglory от Super Evil Megacorp (2014), Arena of Valor от Tencent Games (2017), Brawl Stars от Supercell (2018) и многие другие. Как свидетельствует исследование MyGames, в России игры в жанре MOBA входят сегодня в тройку самых популярных мобильных игр среди мужчин, а число их игроков на ПК и консолях год от года только увеличивается.
Будущее: MOBA-игры и короткие видео
Сейчас в развитии MOBA-игр наметился новый большой тренд, связанный с их интеграцией с сервисами для создания коротких видео.
Например, на платформе Likee образовалось огромное многомиллионное сообщество игроков Brawl Stars: они снимают видео об игре, обсуждают и комментируют их, запускают стихийные хэштеги, которые имеют вирусный эффект — одним из хэштегов воспользовались более 544 млн раз.
Заметив такой интерес, приложение Likee стало партнером турнира Серебряной лиги СНГ по Brawl Stars для того, чтобы привлечь еще больше пользователей к игровому сообществу. В одном лишь июне 2021 года его участниками станут более 8 000 игроков, причем как профессионалов, так и новичков. Отборочные этапы транслируются в прямом эфире в приложении Likee (там же можно зарегистрировать свою команду), а среди болельщиков тоже разыгрываются призы. Топовые лайкеры, такие как Юлия Фокс, Алексей Краснов, ᗷᒪᐯ_ᗩᖇTᴷᴰ, TravelJoyGames и Mario_Games проведут эксклюзивные прямые трансляции в Likee.
Не исключено, что интеграция с MOBA-играми появится и в TikTok. Его материнская компания ByteDance приобрела в марте 2021 года крупную шанхайскую студию Moonton, разработчика игры Mobile Legends: Bang Bang (позже Riot Games выиграла судебный процесс против нее, объявив создателей в «клонировании» League of Legends). Правда, такой сугубо коммерческий подход мало напоминает органическое возникновение фанатского сообщества, описанное выше.
Пример сообщества фанатов MOBA-игр в Likee — хорошее доказательство того, что игровой контент можно потреблять где угодно и как угодно. Поклонники игр находят единомышленников, делятся эмоциями от игры друг с другом, генерируют новый контент. Не стоит забывать, что когда-то из такого же «бурлящего котла» вокруг реалтайм-стратегий выросла DotA. Кто знает, что еще креативная сила фанатов принесет нам в будущем?