Cubiq.ru

Как MOBA прошли путь от любительского жанра до массового киберспорта

За последние 10-15 лет в игровой индустрии появилось немного жанров, которые пережили бы такие всплески популярности как MOBA. Онлайн-арены — это миллионы игроков по всему миру, кибертурниры с внушительными призами, десятки нашумевших тайтлов, безоговорочный успех на самых разных платформах, от ПК до смартфонов. Вспоминаем, как происходила эволюция MOBA-игр, а заодно разбираемся, какое будущее их ждет и при чем тут приложения коротких видео.

В Dota 2 одновременно играют более 400 000 пользователей. League of Legends, согласно исследованию Newzoo, является самой популярной в мире ПК-игрой, уступая только Minecraft. Цифры не врут: MOBA — один из самых «горячих» игровых жанров на сегодняшний день. Тем интереснее, что начинался он скромно, с любительской инициативы, и долгое время даже не имел официального названия.

2002 год: рождение жанра

Defense of the Ancients
Defense of the Ancients

MOBA расшифровывается как «многопользовательская онлайн боевая арена» (на англ. Multiplayer Online Battle Arena). Типичная игра этого жанра строится на четырех ключевых элементах: мультиплеер, игра онлайн в реальном времени, тактика и соперничество. Пользователь управляет только одним персонажем, обладающим специфическими способностями и умениями. Вместе с другими игроками он образует команду, которая борется с командой противников.

Все началось в 2002 году, когда пользователь Aeon64 создал кастомную карту для реалтайм-стратегии StarCraft, выпущенной Blizzard четырьмя годами ранее. Карта получила название Aeon of Strife и стала прообразом для жанра MOBA. Геймплей в ней строился по принципу «игрок против окружения», а не «игрок против игрока», а значит, настоящей MOBA она еще не была.

Зато несколькими месяцами позже пользователь Eul (настоящее имя Кайл Саммер) вдохновляется работой Aeon64 и создает нечто похожее для Warcraft 3: Reign of Chaos. Его карта-модификация называется «Защита древних» — Defense of the Ancients или кратко DotA. В игре участвуют два лагеря, цель — захватить и разрушить вражескую базу. С этой потрясающей по своей простоте идеи — игроки объединяются в команду и воюют с другими такими же игроками — началось триумфальное шествие MOBA-игр по планете. Уже в 2004 году появляется первая лига чемпионов DotA: Allstars, а в 2005-м World Cyber Games анонсирует первый турнир по этой дисциплине с призовым фондом в полмиллиона долларов.

2009 год: подражатели и легенды

Demigod
Demigod

Неудивительно, что при такой стремительно растущей популярности формулу DotA вскоре взяли на вооружение профессиональные студии. В 2009 году Gas Powered Games выпускает игру Demigod. По задумке, она должна была привлечь игроков разнообразными режимами и богатыми картами. Но персонажей, за которых можно было играть, предусмотрели всего восемь штук, в то время как в DotA имелись десятки вариаций с разными умениями и характеристиками. Это обстоятельство, а также вечно перегруженные серверы, раздражавшие пользователей, предопределили провал Demigod.

Ошибки Gas Powered Games учла совсем молодая независимая студия Riot Games. Хедхантеры компании умудрились привлечь геймдизайнера Стива Фика — одного из создателей модификации DotA: Allstars. Он отлично понимал, как придумать игру, которая увлечет сотни тысяч пользователей. В октябре 2009 года студия дебютировала с тайтлом League of Legends.

В отличие от той же Demigod, игра была бесплатной и без рекламы. Игрокам было доступно десять персонажей, список которых менялся каждую неделю. За заработанные в ходе боя очки или за реальные деньги можно было купить полюбившегося персонажа навсегда. Очень быстро League of Legends стала настоящим хитом. Тогда кто-то в Riot Games и придумал название для жанра — MOBA, взамен термина «игры, похожие на DotA», который использовался прежде.

2013 год: DOTA 2 и киберспорт

DOTA 2
DOTA 2

Если секретным оружием Riot Games был Стив Фик, то студия Valve, разработчик Half-Life, сделала ставку на геймдизайнера IceFrog — он занимался поддержкой DotA: Allstars после ухода Фика. Вместе с ним Valve, у которой были ресурсы, бренд и графический движок Source, начала работу над DOTA 2. В 2011 году игра в бета-режиме появилась в Steam, а в 2013-м состоялся официальный выход. Суть ее была все та же — две команды по пять человек, которые пытаются захватить вражескую крепость; игра бесплатная, но во встроенном магазине можно купить особую одежду и оружие для персонажей.

Еще с 2011 года Valve начала проводить чемпионат The International, в котором могут принимать участие команды со всего мира. Первый призовой фонд составлял беспрецедентные для киберспорта 1,6 млн долларов. Но ставки быстро росли, и в 2019 году, например, участники бились уже за приз в 34 млн долларов. League of Legends тоже запустила собственный международный чемпионат, который может посоревноваться с DOTA 2 в популярности. MOBA-игры и киберспорт становятся неотделимы друг от друга.

2010 год — наше время: не только ПК

Brawl Stars
Brawl Stars

Успех жанра на ПК вдохновил разработчиков создавать игры и для других платформ, несмотря на их технические ограничения.

В 2010-м году на Xbox Live Arcade вышел шутер от третьего лица Monday Night Combat, в котором присутствовали типичные MOBA-элементы: вражеская база, команда игроков, монстры, тропинки для продвижения по карте. А студия Ronimo Games переработала стандартный дизайн MOBA-игр под 2D-платформер в игре Awesomenauts.

И, наконец, стали появляться мобильные MOBA-игры с упрощенной графикой и механикой — Solstice Arena от компании Zynga (2013), Vainglory от Super Evil Megacorp (2014), Arena of Valor от Tencent Games (2017), Brawl Stars от Supercell (2018) и многие другие. Как свидетельствует исследование MyGames, в России игры в жанре MOBA входят сегодня в тройку самых популярных мобильных игр среди мужчин, а число их игроков на ПК и консолях год от года только увеличивается.

Будущее: MOBA-игры и короткие видео

Mobile Legends: Bang Bang
Mobile Legends: Bang Bang

Сейчас в развитии MOBA-игр наметился новый большой тренд, связанный с их интеграцией с сервисами для создания коротких видео.

Например, на платформе Likee образовалось огромное многомиллионное сообщество игроков Brawl Stars: они снимают видео об игре, обсуждают и комментируют их, запускают стихийные хэштеги, которые имеют вирусный эффект — одним из хэштегов воспользовались более 544 млн раз.

Заметив такой интерес, приложение Likee стало партнером турнира Серебряной лиги СНГ по Brawl Stars для того, чтобы привлечь еще больше пользователей к игровому сообществу. В одном лишь июне 2021 года его участниками станут более 8 000 игроков, причем как профессионалов, так и новичков. Отборочные этапы транслируются в прямом эфире в приложении Likee (там же можно зарегистрировать свою команду), а среди болельщиков тоже разыгрываются призы. Топовые лайкеры, такие как Юлия Фокс, Алексей Краснов, ᗷᒪᐯ_ᗩᖇTᴷᴰ, TravelJoyGames и Mario_Games проведут эксклюзивные прямые трансляции в Likee.

Не исключено, что интеграция с MOBA-играми появится и в TikTok. Его материнская компания ByteDance приобрела в марте 2021 года крупную шанхайскую студию Moonton, разработчика игры Mobile Legends: Bang Bang (позже Riot Games выиграла судебный процесс против нее, объявив создателей в «клонировании» League of Legends). Правда, такой сугубо коммерческий подход мало напоминает органическое возникновение фанатского сообщества, описанное выше.


Пример сообщества фанатов MOBA-игр в Likee — хорошее доказательство того, что игровой контент можно потреблять где угодно и как угодно. Поклонники игр находят единомышленников, делятся эмоциями от игры друг с другом, генерируют новый контент. Не стоит забывать, что когда-то из такого же «бурлящего котла» вокруг реалтайм-стратегий выросла DotA. Кто знает, что еще креативная сила фанатов принесет нам в будущем?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания