- Разработчик: Polyphony Digital
- Издатель: Sony Interactive Entertainment
- Дата выхода: 4 марта 2022 года
Gran Turismo 7 не стесняется длинного вступления; продолжительный ролик демонстрирует историю автомобилестроения, от появления первых самоходных агрегатов и до создания суперсовременных гиперкаров. Игра сразу же дает понять: она – в первую очередь про автомобили, а уже во вторую, третью и следующие – про вождение, гонки и развлечения.
Знакомит с игровым процессом первая гонка «Музыкального ралли» – это режим, в котором вам предстоит ехать по трассе под одну из композиций саундтрека: тут есть как классика, так и современные треки – «VROOM» от Fanatix, Idris Elba и других исполнителей надолго пропишется в моей библиотеке Spotify.
Суть режима следующая: пока звучит музыка, игрок должен мчаться по трассе, обгоняя другие авто. Темп трека влияет на скорость работы таймера – если тот добежит до нуля, заезд закончится. Проезжая контрольные точки, гонщик прибавляет баллы к таймеру, и к завершению трека ему необходимо преодолеть как можно большее расстояние.
Возможно, звучит несколько запутанно, но на деле нужно всего лишь ехать быстро и успевать проезжать чекпоинты, пока идет отсчет. Хотя последние заезды в этом режиме бросают довольно серьезный вызов. Тем не менее, «Музыкальное ралли» оказалось веселым и позволяет развлечься между обычными заездами.
Завершив стартовую гонку, вы купите свой первый автомобиль – подержанный для начала, и отправитесь в кафе. Это – ключевая локация в карьере: именно здесь выдаются задания, которые постепенно познакомят вас с основами игрового процесса, режимами и ключевыми местами глобальной карты Gran Turismo 7.
Большинство заданий посвящены коллекционированию авто: владелец кафе Лука предлагает собрать несколько машин от одного производителя, из одной страны или категории. Например, спорткары Nissan или BMW M3 разных лет. Автомобили можно получить за участие в гонках в рамках коллекции, они отправляются в гараж, а Лука расскажет их краткую историю.
Другие квесты, – выполнить тюнинг машины, украсить ее нестандартным антикрылом, отправиться в автомойку, и так далее, – демонстрируют различные игровые механики: тюнинг и стайлинг, уход за авто, прохождение школы вождения и испытаний, использование фоторежима и многое другое.
Идея сбора коллекций хороша тем, что не позволяет игроку зацикливаться на использовании одной и той же машины. Так, например, для участия в заездах на японских заднеприводных авто вам потребуется соответствующий спорткар, а на гонки для получения коллекции французских хэтчбеков пустят только на «европейце».
Нужный вам автомобиль игра услужливо подарит где-то незадолго до начала задания по сбору коллекции, так что тратиться не придется. Точнее, придется – но не на новую машину, а на тюнинг: у заездов есть рекомендованный уровень технического рейтинга авто, который складывается из мощности, веса и других характеристик, и участие с болидом, ТР которого не дотягивает до заявленного, не гарантирует призовое место в гонке.
Тут же, в кафе, можно отправиться на чемпионаты – к ним допустят при получении лицензии: национальной В и А, международной В и А, а также Суперлицензии. Это отличный повод отточить свое мастерство: наставники расскажут, как правильно входить в поворот, выбирать идеальную траекторию, вести себя на мокрой дороге. Для выдачи прав достаточно «бронзы» во всех испытаниях лицензии, но если захотите взять «золото» и получить бонусный автомобиль, придется сильно попотеть. Недаром говорят, что в играх серии Gran Turismo можно научиться водить настоящую машину.
За выполнение коллекций и победу в чемпионатах награждают не только пополнением гаража. Лука также выдает лотерейные билеты – что-то вроде лутбоксов, из которых можно выбить некоторую сумму денег, запчасти для авто или даже новый болид! Хотя мне крайне редко удавалось выиграть машину, а денежные призы были минимальными – возможно, тому виной недвусмысленное предложение пополнить запас кредитов в PS Store.
Наконец, на чашечку кофе в уютное прибежище автомобилистов Луки периодически заглядывают выдающиеся персоны из автомобильной индустрии, вроде известных дизайнеров, что будут рады поделиться с игроком своими мыслями и воспоминаниями о моделях, в создании которых они принимали участие. Примечательно, что все диалоги в Gran Turismo 7 сделаны очень в духе японских игр: никаких кат-сцен, только короткие титры, пролистываемые нажатием кнопки. Кажется, будто у разработчиков не хватило бюджета на создание анимационных роликов, но нет – вся игра просто кричит о вложенных в нее миллионах. Скорее всего, это просто особенности дизайна, «фишка» GT7.
Выбравшись из кафе, можно отправиться на трассы, разбросанные по трем регионам мира: Америке, Европе и Японии. Большинство заездов в Gran Turismo 7 – кольцевые, и даже при всей моей нелюбви к этому типу гонок, стоит признать, что здесь они получились очень захватывающими.
Прежде всего, авторы позаботились о том, чтобы заезд не наскучил игроку. Тут редко встречаются гонки на пять-десять кругов, состязания в большинстве своем короткие и быстро заканчиваются. Машины управляются реалистично, каждая модель отличается от другой, а аккуратное вождение приветствуется (хоть в карьере и нет штрафов за столкновения, не считая школы и режима испытаний). В реальном времени меняются погода и суточный цикл: в дождь контролировать болид становится очень сложно, а в сумерках приходится полагаться на то, что выхватывает из темноты свет фар.
Если играть на высокой сложности, соперник-ИИ принесет немало проблем: водит аккуратно и почти безошибочно. На среднем уровне становится чуть легче, а минимальный и вовсе позволяет выдохнуть: гонщики замедляются, без особых споров пропуская игрока к лидерской позиции.
Тем, кто захочет бросить себе вызов, играя с хардкорными противниками, придется повозиться с тюнингом. Для начала закупиться деталями в магазине запчастей; чем выше уровень коллекции, тем более продвинутые товары появятся в продаже. В списке – воздушные фильтры, глушители, подвеска, комплекты шин и многое другое.
Тонко настроить автомобиль можно под любые условия: дождь, трассу с преобладанием прямых участков, извилистую дорогу, ралли-заезд. Были бы деньги: механик заменит КПП, облегчит кузов, навесит балласт – в общем, выполнит любой ваш каприз. Если нет большого опыта в тюнинге, можно последовательно устанавливать детали, повышающие технический рейтинг, однако для высокой сложности и заездов в онлайне этот путь не рекомендуется.
Дополнительно можно заглянуть в автомастерскую, где машине заменят масло, переберут двигатель, вымоют кузов и выровняют вмятины на нем. Тут же доступен стайлинг вашей «ласточки»: ее можно перекрасить, нарядить различными стикерами, установить бампера и другие визуальные «примочки». Схемы визуального тюнинга можно сохранить и делиться ими в интернете, а также, конечно, скачивать пользовательские варианты. Скорее всего, уже после релиза библиотека заполнится самыми разными решениями от умельцев.
Помимо обычных гонок, в Gran Turismo 7 есть испытания – заезды с особыми заданиями. От игрока требуется то развить максимальную скорость, держась в «воздушном мешке» позади других машин, то обогнать ряд авто, которые получили внушительную фору на старте, а то и поучаствовать в забавных соревнованиях «табуреток» мощностью в каких-то полтора десятка лошадиных сил. Призы – как обычно, новые модели в коллекцию. В игре насчитывается более четырех сотен автомобилей, так что тут всегда есть чем пополнить гараж.
Остальные активности в игре сосредоточены, преимущественно, на созерцательной части. Scapes – мощный фоторежим, в котором доступно множество локаций в самых разных точках мира, есть широкие возможности фокусировки, использования окружения, множество фильтров и других инструментов. В Scapes можно делать реалистичные картины, демонстрирующие красоту автопарка Gran Turismo 7. Наверняка фотолюбители проведут тут немало времени.
Brand Central – средоточие множества представленных в игре автобрендов; одновременно и выставочный зал, где можно приобрести любой автомобиль, и музей с подробной историей и инфографикой, архивными материалами и фото, и сборник видео о лучших моделях. Желающим подробно ознакомиться с интересующей маркой – дорога именно сюда.
Даже в гараже можно не только сменить машину, но и полюбоваться ей во всей красе. Если ненадолго отложить геймпад, интерфейс исчезнет, а виртуальный оператор начнет демонстрировать автомобиль с самых выгодных ракурсов. А отдельная кнопка «Scapes» пустит выбранную модель по разным трассам мира.
Gran Turismo 7 подгадывает любой удобный момент, чтобы покрасоваться своими авто. Фоторежим, демонстрационный зал, повторы заездов – все это посвящено эстетике автомобилей. Особое внимание уделяется отражениям: игра не стесняется использовать мощь PlayStation 5, чтобы побаловать геймеров рейтрейсингом, который здесь работает даже в режиме производительности, при частоте кадров в 60 fps.
И это впечатляет: когда видишь на бампере отражение уходящей дорожной разметки, или любуешься тем, как на бортах рядом стоящих спорткаров виднеются элементы окружения, понимаешь, почему Gran Turismo 7 – самая красивая гоночная игра современности. Forza Horizon 5 использует трассировку лучей только в фоторежиме, здесь же можно полюбоваться реалистичными отражениями везде – хоть на трассе, хоть в красивых демонстрационных роликах. Кое-где это грамотная работа SSR, кое-где — честный RT, но в любом случае реализация вызывает восторг.
Не менее пристальное внимание уделили обратной отдаче геймпада: по словам разработчиков, они хотели добиться тех же ощущений, что чувствует пилот реального гоночного болида. Триггеры приходится с силой вжимать, чтобы разогнаться и затормозить (но не слишком сильно, поэтому пальцы не устают), контроллер вибрирует по-разному, в зависимости от поверхности дороги и погодных условий. Заехав на обочину одним колесом, вы почувствуете отдачу в соответствующей части геймпада, а при развитии максимальной скорости он начинает отдавать в руки короткими толчками, сигнализируя о напряжении всех узлов болида.
Gran Turismo 7 – игра о том, как прекрасны автомобили. Здесь получаешь удовольствие не столько от вождения, сколько от созерцания своей машины. Нигде больше мне не хотелось пересматривать повторы, подолгу сидеть в демо-зоне и зачитываться энциклопедией автопрома.
Если говорить о недостатках игры – у нее перегруженный интерфейс, странная диалоговая система и все-таки очень мало режимов гонок. Вместе с тем, она увлекательна настолько, чтобы приковать к себе человека, далекого от гоночных симуляторов. И это главная ее заслуга.