Cubiq.ru

Игры серии Dragon Age – благородный сплав РПГ и философской притчи

Мы решили рассказать, как на небосводе лучших РПГ в 2009 году появилась новая звезда, что происходило с серией Dragon Age с тех времен и чего нам ждать от нее дальше.

РПГ от студии Bioware уже давно пора выделить в отдельный жанр, ведь в отличие от множества других ролевух, все они сочетают в себе качественный экшен, продуманную ролевую систему и глубокую проработку игрового мира, а особенно взаимоотношений между персонажами. Покупая новую игру этой компании, мы уже знаем, что нас ждет водоворот темных тайн, пронзительных откровений и задушевных бесед с сопартийцами, которые в большинстве других игр имеют максимум один-два персональных квеста. Но для фэнтези-направления в творчестве студии именно Dragon Age стала первой пробой пера в создании новых миров, а не использовании чужих франшиз.

Dragon Age: Origins (2009) – лиха беда начало

Долгое время компания Bioware была знаменита в основном как гениальный воплотитель чужих идей в мире РПГ. Серии Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Star Wars: Knights of the Old Republic рассказывали восхитительные истории, действие которых происходило в давно известных мирах, ставших популярными задолго до создания канадской студии.

Все изменилось в 2007 году, когда свет увидела Mass Effect – первая часть легендарной космооперы, во многом перевернувшей представления о том, как должна выглядеть игра про космос. Параллельно с ней разрабатывалась и фэнтези-РПГ, действие которой также впервые должно было происходить в мире, полностью придуманном в недрах компании. Анонсирована она была через год после выхода Mass Effect – в 2008 году. Немногие знали, что на тот момент игра находилась в разработке уже порядка пяти лет.

В отличие от большинства случаев, такая долгая разработка пошла игре только на пользу. Выйдя к вящей радости любителей РПГ в 2009 сразу и на ПК, и на консолях, Dragon Age: Origins стремительно возглавила все списки лучших игр года, принесла Bioware признание большинства ведущих критиков и многомиллионную прибыль. И неудивительно, ведь в отличие от студий, тратящих время на постоянное переписывание игровых концепций, смену технологий и переформатирование команд разработчиков, Bioware все 6 лет занималась насыщением игры контентом, доработкой истории и постоянным тестированием.

Очевидно, что канадцы с самого начала хотели создать шедевр, и у них это вышло. Но не в одном лишь качестве исполнения кроется секрет успеха «Эпохи дракона». Хотя эта игра изначально позиционировалась разработчиками как «героическое темное фэнтези», получившийся результат содержит гораздо больше глубоких философских мыслей, чем другие представители жанра.

Разработчики не просто нагнали темной атмосферы и заставили игроков наблюдать за миром, раздираемым в клочья многочисленными межрасовыми конфликтами, политическими интригами, противостоянием магии и религии и нашествием полчищ Древнего Зла. У каждой из сторон в каждом из присутствующих в игре конфликтов есть своя мотивация, свои убеждения, и, конечно же, свои темные секреты.

Запретная магия крови – абсолютное зло (что не мешает магам спокойно учить ее и применять в том числе и в благих целях), но разве не меньшее зло проводимый Храмовниками над магами Ритуал Усмирения, ближайшим аналогом которого в реальном мире является лоботомия?

Поступок тэйрна Логейна в самом начале игры выглядит коварным предательством, но ближе к концу мы узнаем, что он действительно имел основания подозревать молодого короля Кайлана в сдаче интересов страны, независимость которой Логейн так долго отвоевывал вместе с отцом Кайлана. В конце концов, сам потенциально смертельный ритуал Посвящения в Серые Стражи в сочетании с неограниченным Правом Призыва поднимает вопрос о цене борьбы со злом. Ведь тот, кто убивает монстров, должен сам быть немного монстром.

При этом все присутствующие в игре конфликты имеют много параллелей с реальным миром, что делает серию игр Dragon Age не просто красивой и заумной сказкой, а настоящей притчей. Межрасовые конфликты не чужды и современному миру, за противостоянием магов и Храмовников явно угадывается конфликт церкви и науки, ну а свойственная и магам, и Храмовникам зависимость от лириума и сопровождающие ее нелады со здоровьем вообще не требуют комментариев.

Даже сопартийцы здесь любят совершать очень неоднозначные с моральной точки зрения поступки. Чего стоит хотя бы финальный твист в исполнении опасной красотки Морриган, которая почти при любом раскладе добивается своего.

Да и столь любимая студией мысль о том, что у каждого даже самого маленького поступка есть свои последствия, находит в этой игре иногда очень неожиданные воплощение. Так, поддержка более благообразного кандидата на престол Орзамара приводит к продолжению упадка этого гномьего королевства, тогда как коварный и жестокий интриган в итоге может оказаться относительно неплохим правителем. А подобно играм серии Mass Effect, каждое принятое решение при импорте сейвов в сиквелы влияет на игровой мир и может значительно его преобразить. Так что вся серия игр Dragon Age – по сути, одна большущая игра, рассказывающая, пусть и с точки зрения разных персонажей, одну огромную историю.

Причем влияют на дальнейшие события не только различные очевидные моральные дилеммы, но и, на первый взгляд, мелочи – например, с кем из своих сопартийцев закрутит роман наш главный герой/героиня, как далеко эти отношения зайдут и чем закончатся. А учитывая современные политкорректные требования, романтические интересы тут представлены абсолютно на любой вкус.

После релиза игры к ней вышло множество DLC, скачать которые можно прямо из лаунчера игры. Несмотря на то, что эти официальные моды добавляли целые регионы, множество квестов и даже сопартийца, фанаты игры требовали ее продолжения.

Купить

Dragon Age: Origins – Awakening (2010) – что нам стоит Башню строить?

Следуя модному когда-то тренду сингл-аддон-сиквел, до выпуска номерного продолжения канадская студия решила создать масштабный аддон к своему творению. В этот раз Bioware использовала в новой игре старые наработки, поэтому главным изменением в этом аддоне по отношению к оригиналу стала возможность строительства собственной крепости, пришедшая прямиком из Neverwinter Nights 2.

Кроме этого, как обычно бывает в качественных аддонах к хорошим играм, здесь добавили множество нового контента, включая квесты, регионы, предметы и навыки. А еще этот аддон примечателен тем, что в историю ввели парочку знаковых для дальнейшего развития событий персонажей.

Одним из них безусловно является Архитектор – уникальное разумное Порождение Тьмы, осознающее губительную природу Моров и стремящееся всеми силами с ними бороться. Правда, своими действиями ему удалось все сделать только хуже. Так что перед нами встает еще один философский вопрос – нужно ли судить по поступкам, либо по намерениям? И можно ли все-таки верить одному из тех, с кем еще недавно сражался?

Заодно мы узнаем, что не только кровь Порождений Тьмы позволяет разумным существам становиться Серыми Стражами, но и кровь Серых Стражей делает Порождения Тьмы разумнее и позволяет даже освободиться от Зова Древних Богов. Это делает взаимоотношения между силами Зла и Добра в мире «Эпохи Дракона» еще сложнее и запутаннее, чем в большинстве обычных игр.

Купить

Dragon Age II (2011) – бабах

Вышедший через два года после оригинала сиквел уже сильно отличался от него как сюжетом и действующими лицами, так и некоторыми игровыми механиками. Специализаций стало меньше, маги стали в целом еще сильнее, чем в Origins, а воины теперь лучше справляются с толпами врагов. Главные изменения коснулись логики повествования сюжета. Если в Origins и аддоне к нему события развивались плавно, сменяя друг друга практически в реальном времени без заметных тайм-скипов, то события сиквела четко поделены на несколько частей, между которыми проходит иногда по три года.

Сам сторителлинг, как мы постепенно узнаем, выстроен в виде допроса служительницей Церкви одного из сопартийцев главного героя, а именно жизнерадостного гнома Варрика. Такой в целом оригинальный (хотя частично подсмотренный у Assasins Creed) формат позволяет перемежать игровые акты интересными диалогами, в ходе которых допрашивающая гнома Кассандра Пентагаст постепенно меняет мнение о нашем протагонисте. При этом с самого начала диалога, несмотря на несколько забавных гэгов (когда Кассандра уличает Варрика во лжи, и в итоге нам приходится переигрывать небольшой сегмент), периодически проскальзывают намеки на некое очень мрачное событие.

В отличие от концовки двух предыдущих частей, развязка сиквела никак не связана ни с Порождениями Тьмы, ни с происками врагов главного героя. Именно поэтому она так шокирует. Ведь здесь к трагическому финалу приводят действия нашего собственного сопартийца. И даже переигрывая игру и зная, к чему все идет – ее сюжет не оставляет ни малейшей возможности этого избежать.

Как оказывается, за времена, прошедшие с развязки Awakening, появившийся в ней обаятельный маг-отступник Андерс наладил настолько прочные отношения с духом по имени Справедливость, который был отдельным персонажем в аддоне, что в итоге позволил этому духу поселиться в собственном теле.

Бунтарский дух Андерса и загадочная природа самого духа в итоге постепенно приводят к тому, что Справедливость периодически превращается в гораздо более страшную свою форму по имени Месть. Наблюдая за творящейся вокруг несправедливостью, Андерс постепенно теряет контроль над действиями духа. Из симбиоза этот союз становится настоящей Одержимостью – той самой, из-за которой магов так не любят Храмовники.

Впрочем, в борьбе с одержимыми магами Храмовники в Dragon Age II все чаще переходят черту разумного. Усмирение применяется к просто неугодным или подозрительным магам. В итоге крыша Андерса окончательно съезжает и он взрывает своей магией Церковь, полную прихожан. А главному герою приходится принимать несколько очень тяжелых решений, которые сводятся к выбору меньшего из множества зол.

Купить

Dragon Age: Inquisition (2014) – из огня да в полымя

Последняя на данный момент игра серии Dragon Age вышла в 2014 году. К многочисленным бедам Тедаса здесь добавляется натуральное нашествие демонов, которые до этого обитали в основном в Тени и очень редко напрямую попадали в этот мир, обычно довольствуясь овладением телами смертных. Именно борьбой с этой напастью и придется заниматься главному герою, попутно восстанавливая древний орден Инквизиции, ставящей своей целью борьбу со злом во всех его проявлениях.

А помогут ему в этом старые знакомые из предыдущих игр серии. Некоторые из них, как Варрик или присутствовавшая до этого исключительно в роли допрашивающей Кассандра Пентагаст, станут сопартийцами, другие же – советниками. События игры окончательно раскрывают тайны происхождения Моров и подтверждают, что их виновниками были безумные эксперименты магов древней империи Тевинтер. В отличие от предыдущих частей, наш герой Избранный с самого начала, пусть и не знает об этом.

Купить

Что дальше?

Серия игр Dragon Age задала множество важных даже для реального мира вопросов, подарила игрокам не один десяток часов увлекательного геймплея и принесла своим создателям сотни миллионов долларов. К сожалению, провал Mass Effect: Andromeda нанес удар по возможностям Bioware.

Dragon Age 4 официально даже не анонсирована, хотя по слухам ее разработка идет полным ходом. Будет ли она столь же хороша, как предыдущие – большой вопрос. Но начатая в 2009 году притча еще не закончена, ведь современный мир почти так же полон загадок и несправедливостей, как и суровый фэнтезийный мир серии игр Dragon Age.

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Комментировать

Следуйте за нами