- Разработчик: Rebellion Developments
- Издатель: Rebellion Developments
- Дата выхода: 4 февраля 2020 года
Британская студия Rebellion за свою историю выпустила немало хороших игр, в том числе Aliens versus Predator, Rogue Trooper и NeverDead. Однако в последние годы команда известна двумя сериями шутеров – Sniper Elite и Zombie Army.
Последняя представляет собой спин-офф к Sniper Elite, и сосредоточена на сражениях с зомби в антураже Второй мировой войны. Здесь нет стелса, зато есть кооператив, аутентичное вооружение и орды живых мертвецов – в общем-то, полный набор для веселого развлечения в компании друзей.
По сути, зомби-ответвление ничего серьезного из себя не строит – это такой B-movie, в котором зритель выступает главным героем. Причем авторы не боятся сравнений с Left 4 Dead, и даже добавили в Zombie Army Trilogy персонажей из хита Valve. Возможно, это и помогло линейке Zombie Army пользоваться относительным успехом, а разработчикам – превратить ее в целую франшизу со сквозным сюжетом. О четвертой части серии и пойдет речь в этом обзоре.
В финале трилогии четверка протагонистов наконец-то уничтожила Гитлера, поднявшего армию мертвых. Но в мире, где в принципе существуют зомби, всегда есть шанс, что злодей вернется из небытия. Это и происходит в Zombie Army 4: человечество все еще разбирается с наводнившими планету монстрами, и вскоре сталкивается с культистами, которые решили возродить фюрера. Что поделать – придется еще раз отправить негодяя к праотцам (кстати, возможность убить Гитлера стала визитной карточкой и серии Sniper Elite).
На этот раз в отряде больше расового и гендерного разнообразия: прекрасную половину человечества представляют китаянка Цзюнь и нигерийка Шола, а сильную – давние знакомые Карл Фэйрберн (протагонист Sniper Elite) и блиставший в Zombie Army Trilogy красноармеец Борис. Впрочем, это только начало – в списке DLC персонажей уже есть нежить по имени Гектор, а в будущих дополнениях разработчики обещают добавить новых бойцов.
Помимо внешнего вида, между героями есть и другие различия. Например, Борис медлителен, но хорошо дерется врукопашную, а Цзюнь быстрее двигается и расходует меньше сил при рывке. Однако нельзя сказать, что эти особенности сильно заметны в игровом процессе – это все же не RPG, а шутер, и скилл игрока важнее небольшой прибавки к силе атаки или восстановлению здоровья. Так что при выборе персонажа можно руководствоваться лишь личными предпочтениями.
Впрочем, есть в игре и ролевые элементы, которые заключаются в наборе открываемых перков. В каждой из трех веток – «атакующих», «защитных» и «других» находится по 12 перков, из которых можно взять с собой до 5. Таким образом, открывается небольшой простор для создания персонажа «под себя» – например, сделать его экспертом по гранатам и тяжелому оружию, добавить ему выносливости и здоровья или же уделить внимание вместительности магазинов оружия и скорости набора комбо. Одни перки становятся доступны по мере роста персонажа в уровнях, другие открываются после выполнения определенных задач, вроде убийства 200 врагов минами и растяжками.
Перки, конечно же, важнее стартовых характеристик героев, и некоторые из них могут оказать огромную помощь в тяжелой ситуации, причем часто не только игроку, но и его союзникам. По идее, сыгранная команда может создать четверку персонажей, дополняющих друг друга, что сделает их очень эффективными. Это будет незаменимо на последних уровнях сложности. Древо перков одно на всех героев, так что между миссиями можно смело переключать бойцов и назначать им уже открытые умения, без необходимости прокачивать каждого заново.
Сражения в Zombie Army 4 – это забеги из точки «А» в точку «Б» по линейным коридорам, которые чередуются с просторными аренами. 9 кампаний по 4 главы в каждой (после релиза будут добавляться новые) способны занять на добрый десяток вечеров, а проходить игру можно в одиночку и в компании друзей.
От сценария ждать откровений не стоит – это прямая как ствол снайперской винтовки история, из которой можно почерпнуть лишь пару шуток да забавный образ зомби-Гитлера. Задания – тоже не самая сильная сторона игры: преимущественно здесь нужно либо направляться в определенное место, отстреливая противников, либо собирать квестовые предметы или дергать рубильники, либо отбиваться от орды на протяжении какого-то времени. Но вы ведь и не надеялись на что-то большее, правда?
Враги берут не умением, но числом. Десяток мертвецов не представляет угрозы, но что если их будет сотня, а к традиционным медлительным зомби присоединятся зомби-камикадзе (чьи вопли напоминают о безголовых камикадзе из серии Serious Sam), офицеры, которые поднимают новых зомби, снайперы-зомби, бронированные гиганты, огнеметчики и даже зомби-танк? Навалившись толпой, они способны в кратчайшие сроки загрызть вашего персонажа, и, если у вас нет аптечки или напарников, которые смогут вас поднять – придется возвращаться к ближайшей контрольной точке. Благо, они расставлены недалеко друг от друга.
Конечно, разработчики предусмотрели несколько уровней сложности, а также улучшили геймплей, исправив ошибки предыдущих частей. Так, теперь в игре есть автоподбор боеприпасов, выпадающих из врагов, так что вам не придется обыскивать каждого мертвеца. На время рукопашной атаки персонаж становится неуязвимым, а сама атака представляет собой что-то вроде способности, которая копится после нескольких убийств: отправили в ад парочку зомби – получили возможность провести мощный удар по площади священным молотом, который восполнит вам немного здоровья.
Уникальными модификациями обзавелось и оружие. Его можно усиливать с помощью наборов для улучшения, которые лежат в укромных уголках на локациях (еще в тайниках можно найти документы и страницы комиксов). У каждого ствола – своя ветка прокачки: так, у винтовки Мосина есть модификация, которая делает один из нескольких выстрелов разрывным, а «Томпсон» после ряда улучшений стреляет разрывными патронами. Есть и более универсальные апгрейды, вроде ускорения перезарядки или снижения отдачи оружия. В любом случае, вам придется выбрать несколько понравившихся пушек и прокачивать только их – наборы для улучшения довольно дефицитны.
В зависимости от оружия в руках (в бой взять можно пистолет, автомат/дробовик и снайперскую винтовку; также можно подбирать огнеметы и пулеметы, оставшиеся после мини-боссов, и после изучения соответствующего перка снимать тяжелое оружие с турелей), вы получите еще одну способность, которая заряжается от нескольких убийств: повышение точности для дальнобойной винтовки, замедление времени для автомата, возможность отметить нескольких врагов (как в Splinter Cell Conviction) и прикончить серией быстрых выстрелов для пистолета.
Наконец, любимое оружие можно украсить с помощью скинов и рюшек. Повышая уровень персонажа, вы будете получать доступ к новым предметам кастомизации: сможете раскрасить дробовик в синий камуфляж, прицепить к нему брелок и хвастать стильным видом перед друзьями. А если этого покажется мало, то, возможно, вам понравится наряжать бойцов в разные шляпы, выбирать для них эмоции и танцы. Пока что все это открывается только по мере прогресса, не считая DLC-контента, но не исключено, что после релиза в игре появится возможность купить понравившуюся «косметику» за реальные деньги.
Впрочем, что бы там ни было с предполагаемыми микротранзакциями, играть в Zombie Army 4 весело. Зомби рычат, оружие бабахает, кровь льется рекой, конечности отлетают в стороны. Атакующие орды заставляют маневрировать по локации (и застревать в дверных проемах – это досадный недостаток шутера), активно пользоваться способностями, гранатами и минами, поддерживать товарищей и не отбиваться от группы.
В перерывах между главами можно подлечиться, сменить набор оружия и перков, выбрать улучшения. Прогресс ощущается постоянно: практически каждый забег приносит новый уровень, что открывает какой-нибудь перк, облик или эмоцию. До заветного 99-го уровня можно добраться за неделю-две интенсивного гейминга, а если зачищать карты кампании надоест, то можно попробовать выжить на уровнях режима «Орда». Авторы планируют удерживать игроков еженедельными испытаниями и новым контентом – первый сезон с платными и бесплатными дополнениями уже анонсирован.
Если вы знакомы с Zombie Army Trilogy, а также другими кооперативными шутерами, вроде Left 4 Dead или Killing Floor, то уже знаете чего ожидать от Zombie Army 4. Это не новое слово в жанре, здесь нет PvP и поддержки модов, зато есть мрачная вселенная с эстетикой оккультизма, отчаянные перестрелки с зомби-армией Гитлера и рентгеновская камера, смакующая красочные убийства. Собственно, большего и не надо.
Прекрасный подробный обзор, спасибо!