- Разработчик: Square Enix
- Издатель: Square Enix
- Дата выхода: 10 апреля 2020 года
В свое время «семерка» прошла мимо меня – как и жанр jRPG в целом. Догонять пришлось куда позже, но к тому моменту оригинальная Final Fantasy VII казалась уже слишком непритязательной – игра была создана именно в ту эпоху раннего 3D, на которое сейчас без боли не взглянешь.
Тем интереснее было познакомиться с ремейком с позиции новичка. Конечно, статьи и видео позволили узнать о классике все, что необходимо, и основные повороты истории я знаю, но все же к новой игре удалось подобраться без фанатских ожиданий, не отрицая, впрочем, значимости оригинала 1997 года для жанра и индустрии в целом – именно с него началось победное шествие jRPG по миру за пределами Японии.
Итак, перед нами Мидгар – огромный город, столица мира Final Fantasy VII. Здесь действует мегакорпорация «Шин-Ра», которая с помощью реакторов выкачивает из недр планеты жизненную энергию Мако, используя ее в своих корыстных целях. Не все согласны с таким ходом событий, в частности, организация «Лавина», которая борется с «Шин-Ра» террористическими методами.
Сюжетная кампания ремейка начинается с одной из акций «Лавины», задумавшей взорвать Мако-реактор. Чтобы повысить шансы на успешное выполнение задания, организация привлекает к миссии наемника Клауда, по его словам, бывшего СОЛДАТа первого класса (так называют суперсолдат, напитанных Мако-энергией). Так запускается цепочка удивительных событий, в которых Клауд переживет немало приключений, познакомится с интересными персонажами и даже потеряет друзей – от внезапной смерти здесь никто не застрахован.
Даже если не быть знакомым с историей, рассказанной в оригинальной игре, Final Fantasy VII Remake затянет.
Сюжетная линия растягивается на добрых тридцать часов, а экшен чередуется с вышибающей слезу драмой и комичными сценами. Мастерски поставленных и отлично озвученных кат-сцен здесь столько, что хватило бы на сезон сериала, а некоторые события, вроде пресловутого перевоплощения Клауда в девушку, хоть и обескураживают, не выбиваются из общей атмосферы.
Ветераны серии же наверняка обрадуются знакомым с детства сценам и локациям, которые теперь не нужно наполнять деталями в своей голове – графика, а особенно исполнение моделей и лиц действующих персонажей, заслуживает похвал (как и стабильно хорошая производительность игры на базовой PS4). В некоторых местах в глаза бросаются не успевшие прорисоваться текстуры, но о них забываешь, когда видишь буйство частиц в сражениях и захватывающие виды Мидгара во время путешествий – очень красиво! С другой стороны, нельзя не обратить внимание на коридорность локаций и картонных статистов.
Разработчики переосмыслили оригинальную игру, развили характеры героев и расширили сюжет. Клауд, Тифа, Айрис, Баррет, Джесси – каждая из этих личностей глубоко проработана и раскрывается по мере развития истории. Этому способствуют, опять же, лицевая анимация и качественная озвучка – иногда простого кивка или улыбки достаточно, чтобы понять эмоции персонажа. Отсутствие русскоязычной локализации может негативно повлиять на понимание диалогов, но не сильно – сложности местных текстов очень далеко до Disco Elysium, и даже если вы получали в школе тройки по английскому, все равно ухватите суть происходящего.
Изначально было объявлено, что ремейк будет разбит на несколько эпизодов, и сейчас мы получили только первый из них, охватывающий около четверти событий Final Fantasy VII. Причем к финалу игры авторы допустили немало вольностей в развитии сюжета, поэтому следующие эпизоды могут пойти в новом направлении, отличающемся от классики. Наверняка многие фанаты воспримут это в штыки, новички же не заметят подвоха. В целом, теперь даже интересно, как история повернется в будущем.
Увы, необходимость растянуть, по сути, вступление из оригинальной FFVII до формата 30-часовой игры обернулось филлерными эпизодами и лишними квестами.
Частично это растягивание сыграло ремейку на пользу – речь идет об упомянутом выше раскрытии характеров персонажей и обилии кат-сцен. С другой стороны, Final Fantasy VII Remake заставляет тратить время на ненужную беготню там, где можно было бы обойтись закадровым перемещением героев. В качестве примера приведу одну из глав, в которой Клауду со спутниками необходимо добраться из одного сектора Мидгара в другой: вас ждет около 20 минут путешествия, в ходе которого ничего не происходит – пара-тройка сражений, необязательные разговоры и все. Что мешало сразу телепортировать их к месту назначения – непонятно, учитывая что этот и подобные ему эпизоды никак не влияют на сюжет.
Равно как кажутся ненужными и многие второстепенные квесты, преимущественно сводящиеся к почтовым поручениям и заданиям уровня «пойди – убей». К счастью, их можно игнорировать, конечно, если вы не стремитесь освоить абсолютно весь контент игры. Тем не менее есть одна побочная активность, на которую стоит обратить внимание – VR-поединки, успешное завершение которых позволит открыть призываемых существ, боевых помощников.
Разрабатывая ремейк, авторы позволили себе переосмыслить и боевую систему, которая теперь не пошаговая – сражения разворачиваются в реальном времени, напоминая слэшер.
Конечно, полноценным слэшером однокнопочную боевку с автоматическими комбо назвать нельзя, но ее динамика близка к играм уровня Bayonetta или Devil May Cry 5. Герои (мы управляем Клаудом не всегда – в качестве играбельных персонажей здесь иногда выступают Айрис, Баррет и другие персоны) путешествуют по миру и сражаются в составе партии. При встрече с врагами они не переносятся на отдельный экран, как это было в оригинале, а сразу приступают к битве.
Вы можете свободно переключаться между бойцами, каждый из которых имеет набор базовых атак (кнопка «квадрат»), умеет перекатываться («круг») и блокировать удары (R1), а также обладает особой способностью («треугольник»): например, Клауд принимает стойку, которая ограничивает мобильность, но позволяет чаще наносить удары, а Баррет проводит серию мощных выстрелов.
Атакуя противников, персонажи накапливают шкалу АТВ: когда одно из двух делений заполнится, можно активировать тактическую паузу («крест») и из меню выбрать спецудар (зависит от выбранного оружия), заклинание (их можно «устанавливать» в слоты оружия в виде шариков материи) или зелье, а также задействовать мощную ультра-атаку Limit и призвать существо, которое будет сражаться за вас на протяжении определенного времени. Шкалы Limit атаки и призыва заполняются во время боя, и достаточно медленно, чтобы злоупотреблять ими, так что используются, преимущественно, в боссфайтах.
Три уровня сложности Final Fantasy VII Remake дают возможность насладиться историей – на «классическом» и «легком» уровнях (причем, на первом игра сама играет в себя, в авто-режиме), а также бросить себе вызов – на «нормальной» сложности. «Хард» открывается после прохождения игры, но и «нормальный» уровень способен поднапрячь игрока – враги бьют больно, атакуют одновременно и часто используют оглушающие умения.
Чтобы с ними справиться, нужно изучать сильные и слабые стороны оппонентов – за это отвечает отдельная способность. Важно активно двигаться по полю боя и блокировать атаки, а также «стаггерить» – оглушать – противников: пока действует эффект, монстр или солдат «Шин-Ра» остается обездвиженным, а ему наносится повышенный урон. Рядовые враги не представляют большой угрозы, но к боссам волей-неволей придется подбирать разные тактики.
После сражений можно подлечиться и поколдовать в меню персонажей: выбрать оружие и снаряжение, вставить шарики материи в ячейки экипировки, распределить очки прокачки. Последние позволяют повысить силу основной и магической атаки, улучшить защиту и так далее. Очки прокачки дублируются для каждого оружия в инвентаре, поэтому можно, например, сменить один меч на другой, разбросать умения (и материю) по новой схеме и кардинально изменить билд персонажа. Это дает возможность экспериментировать даже с не самым большим выбором снаряжения в игре.
Удалась ли Final Fantasy VII Remake? Несомненно: даже в отрыве от классики это дорогой, качественный ролевой боевик с огромным количеством диалогов и кат-сцен, линейным повествованием и богатой боевой системой.
Новичкам здесь будет интересно – вовсе необязательно знать оригинальную историю, чтобы проникнуться сценарием ремейка, а игровые механики проекта приведены к современным стандартам (однако кое-где все же проскакивает милая старомодность – в ракурсах камеры, поведении персонажей, некоторых сценках). Важно: не знакомый с первоисточником игрок легко примет динамичный геймплей и шикарную картинку. По крайней мере, со мной это точно сработало, и не вижу причин, почему не должно сработать с кем-то другим.
Ну а фанатам… придется принять новые правила игры и с интересом ждать развития сюжетной линии – оно обещает быть интересным. В конце концов, у тех, кто не сможет смириться с изменениями, все еще остается классическая FFVII.