Польская студия Techland на момент выхода Dead Island находилась в статусе если не всемирно, то хотя бы регионально известной звезды геймдева: у команды, основанной в 1991 году, было за плечами несколько хороших игр, в том числе серия Call of Juarez в жанре вестерн, неплохой шутер Chrome, гоночный симулятор Xpand Rally и ряд проектов рангом пониже.
Был у студии и собственный движок Chrome Engine, на котором основывались многие ее игры (в том числе герои этой статьи). В общем, хоть в начале 2010-х понятие «польский шутер» еще не исчезло из лексикона геймеров, к новому проекту Techland сообщество относилось благосклонно (хоть и не без опаски – всего несколькими месяцами ранее вышла провальная Call of Juarez: The Cartel).
Dead Island (2011)
О разработке Dead Island было объявлено в 2005 году. Игроделы изначально выбрали зомби-сеттинг, а также тропический остров в качестве места действия. В процессе создания проекта Techland периодически напоминала о нем свежими скриншотами и интервью, но энтузиазма в этом не проявляла: разработка затянулась, игра сменила несколько итераций движка Chrome Engine, так что авторам было не до масштабной маркетинговой кампании.
Все изменилось в 2010-м, когда разработчики нашли издателя в лице компании Deep Silver. Дополнительное финансирование (и, вероятно, волшебные пинки от представителей издателя) ускорили процесс разработки, и уже в сентябре 2011 года состоялся релиз Dead Island.
Эта игра отметилась, прежде всего, непривычным подходом к зомби-апокалипсису: вместо мрачных городов, гигантских заводских комплексов и подземных лабораторий геймеров встречали залитые солнцем песчаные пляжи, курортные домики и вечнозеленые джунгли. Ожившие мертвецы здесь смотрятся чужеродным элементом, что, впрочем, не мешает им быстро доказывать обратное, разорвав зазевавшегося героя на части в считанные секунды.
Кстати, о героях. Их в оригинальной Dead Island четыре, и каждый отличается типичным для него оружием и способностями. Так, сотрудница курорта Сянь Мэй хорошо владеет холодным оружием и быстро бегает, рэпер Сэм Би (разработчики даже отдельно выпустили несколько его треков, и они вполне хороши) расправляется с врагами тяжелым оружием, бывшая звезда американского футбола Логан мастерски обращается с метательным оружием, наконец, телохранитель Парна предпочитает использовать огнестрел.
Последний вид оружия, кстати, не пользуется особым почетом в Dead Island – какие пистолеты на тропическом курорте? Поэтому часто приходится вступать в тесный контакт с противниками, используя, буквально, все что лежит под ногами. А лежит там много чего: каждый предмет, от весла до водопроводной трубы, можно подобрать и использовать, чтобы разбить о голову мертвеца. Да, оружие в игре постепенно изнашивается и ломается, так что приходится его заменять, а также улучшать с помощью найденных в открытом мире чертежей.
Впрочем, ни персонажи, ни красивая картинка, ни экшен боевая система не сделали бы игру такой популярной, если бы не кооператив. Именно возможность совместного прохождения привлекла к проекту аудиторию. Более того, играть в одиночку здесь довольно скучно, так как куцый сюжет и однообразные квесты не способствуют погружению в игру. Зато в кооперативе геймплей раскрывается: исследовать мир могут до четырех игроков, расправляясь с зомби всеми возможными способами.
В результате Dead Island собрала положительные отзывы и показала неплохие продажи, что сподвигло разработчиков быстро выпустить дополнение, раскрывающее историю с точки зрения главного антагониста оригинальной игры (который, к тому же, стал играбельным персонажем). Ну а далее у серии начались проблемы.
Dead Island: Riptide (2013)
Через полтора года после выпуска первой части студия Techland выпустила игру Dead Island: Riptide – формально продолжение (но без статуса сиквела), а по сути, рескин оригинальной Dead Island. Нововведений было слишком мало: то же место действия (ладно, почти то же – соседний остров), всего один новый герой – рукопашный боец Джон Морган, немного нового оружия, видов зомби, навыков, да система динамической погоды – вот и весь новый контент.
Конечно, этого хватало, чтобы изголодавшиеся по кооперативным приключениям игроки смогли продлить пребывание в тропическом раю еще на пару недель, но точно не было достаточно для проекта, продаваемого за полную стоимость. Зато у Dead Island: Riptide было интересное коллекционное издание Zombie Bait Edition, куда входила, в том числе, статуэтка окровавленного женского тела без рук, ног и головы – немногие решались приобрести такой комплект в подарок своей второй половинке.
Dead Island: Epidemic (2014)
На волне относительного успеха серии издатель Deep Silver решил немного расширить вселенную Dead Island, заказав команде Stunlock Studios игру на ПК в модном на то время жанре MOBA. Dead Island: Epidemic предлагала игрокам в составе отрядов до четырех участников противостоять волнам зомби в PvE, а также состязаться в PvPvE режиме, где три команды по четыре человека сражались одновременно и друг с другом, и с ходячими мертвецами.
Epidemic распространялась бесплатно (весьма агрессивно, кстати, забивая инвентарь Steam-пользователей своими гифтами), могла похвастать неплохой изометрической картинкой и бодрым геймплеем. Тем не менее большим успехом не пользовалась, так как не смогла предложить чего-то кардинально нового на переполненном рынке MOBA-игр, и в итоге даже не вышла из статуса бета-версии, закрывшись в 2015 году.
Escape Dead Island (2014)
Следующая часть серии игр Dead Island отошла от кооперативной концепции: студия Fatshark выпустила одиночное приключение, проливающее свет на причины появления зомби-вируса. Главным героем стал журналист, отправившийся на многострадальные острова в Тихом океане, где разразилась эпидемия, а в игровом процессе уделялось больше внимания стелсу и тактике, нежели открытым стычкам с зомби.
Escape Dead Island не была лишена хороших идей, вроде психического расстройства протагониста, заставляющего усомниться в реальности происходящего. Но немногочисленные достоинства игры не смогли затмить слабый сюжет, примитивный геймплей и неудачное применение сел-шейдинг графики. Зато покупатели предзаказа получали приятный, на первый взгляд, бонус – код для участия в бета-тестировании Dead Island 2… которого так и не случилось.
Dead Island: Retro Revenge (2016)
Пиксельный beat’em’up от студии Empty Clip Studios, в общем-то, не заслуживает особого внимания – это недорогая игра, выпущенная, чтобы подогревать интерес к серии. В этом ретро-боевике игрокам предстоит провести главного героя по захваченной зомби Калифорнии, чтобы спасти его любимого кота. Игровой процесс не может похвастать увлекательностью лучших представителей жанра, вроде Streets of Rage, и представляет собой казуальный раннер с несложными сражениями. Оценки соответствуют исполнению – 56% рейтинг в Steam.
Dead Island/Riptide Definitive Edition (2016)
Желая получить еще немного денег от многострадальной франшизы, Deep Silver в 2016 году выпустила переиздание первой части и ее продолжения для консолей PS4 и Xbox One, а также PC – с подтянутой графикой и всеми вышедшими дополнениями. Геймплей остался прежним, нового контента не добавили, так что игрокам, знакомым с оригинальными играми, это издание не представляет интереса. Впрочем, в цифровых магазинах сейчас представлены только Definitive-версии, так что у тех, кто захочет познакомиться с серией, выбора не остается.
В разработке
Dead Island 2 (20??)
Пока сторонние команды выпускали спин-оффы к серии, студия Techland занималась полноценным сиквелом. Занималась, но недолго: в 2012 году было объявлено о разрыве отношений Techland и Deep Silver, и польские игроделы перебрались под крыло Warner Bros., где и сделали Dying Light – тоже зомби-экшен, но с паркуром.
Издатель же нашел новых разработчиков для проекта – немецкую студию Yager Development, которая ранее отметилась пронзительным военным боевиком Spec Ops: The Line. Она и презентовала Dead Island 2 на Е3 2014 забавным трейлером, демонстрировавшим еще более легкомысленный настрой игры. Позже в том году, на Gamescom был показан первый геймплей проекта, и выглядел он неплохо – все с теми же агрессивными зомби, большим количеством оружия и шикарными пейзажами апокалиптической Калифорнии.
Авторы наметили сроки выхода Dead Island 2 на 2015 год, но этим планам не суждено было сбыться: Deep Silver отказалась от работы с Yager, разойдясь во взглядах на игру с разработчиками. В 2016 году стало известно, что проектом теперь занимается британская команда Sumo Digital, в чьем послужном списке значатся Sonic & All-Stars Racing Transformed, LittleBigPlanet 3 и Crackdown 3. С той поры о Dead Island 2 почти ничего не слышно: игроделы и издатели периодически выступают с заявлениями в духе «игра жива, разработка ведется», но не предоставляют ни новых трейлеров, ни скриншотов, не говоря уже об информации о сроках релиза.
Впрочем, в начале июня 2019 года у поклонников серии появилась новая надежда: в магазине Microsoft Store открылся предзаказ игры с датой выхода 31 декабря (очевидно, это заглушка). Еще один «звоночек» прозвучал в финансовом отчете компании THQ Nordic, которой принадлежит Deep Silver, где Dead Island 2 была заявлена в статусе разрабатываемой. Геймеры ожидали, что новый анонс прозвучит на Е3 2019, но игра так и не появилась на выставке.
В августе 2019 года было объявлено, что теперь разработкой сиквела занимается Dambuster Studios, что находится под крылом Deep Silver. Это и хорошая, и плохая новость: хорошая в том, что спустя столько лет Dead Island 2 все еще жива (по крайней мере на девкитах разработчиков), а плохая в том, что такой переход из рук в руки никак не обнадеживает.
В конце 2019 года директор Koch Media подтвердил, что разработка еще ведется, и что «Dead Island для нас очень важная серия».
С того момента и по состоянию на весну 2021 года появляются мелкие слухи про слитые билды и открытые вакансии по части разработки, но конкретной информации о сиквеле так и нет. Однако если бы разработка была прекращена, то мы узнали бы об этом наверняка.
Какой может стать Dead Island 2? Пока рано что-то говорить наверняка. Производственный ад, в котором пребывала игра, определенно скажется на ней, и ее могут либо выпустить «как есть», либо и вовсе отменить. С другой стороны, Dambuster Studios могла запустить разработку с нуля, и возможно, в результате мы получим шедевр, превосходящий все части серии вместе взятые. Как бы то ни было, остается надеяться, что игра все же выйдет, а не пополнит список так и не добравшихся до релиза долгостроев.
На этом наш список игр серии Dead Island подошел к концу. Останется ли он без изменений или же будет пополняться в будущем – покажет лишь время.