- Разработчик: Croteam, Timelock Studio
- Издатель: Devolver Digital
- Дата выхода: 25 января 2022 года
Timelock Studio – небольшая команда, состоящая преимущественно из профессиональных моддеров, которые очень много лет посвятили любимому ремеслу и франшизе Serious Sam в частности. И так уж вышло, что Siberian Mayhem для многих из них стала в итоге билетом в геймдев. Вот что рассказывает об этом лидер студии Евгений Ягудин, в большей степени известный фанатам как «DedKadath»:
Всё началось с того, что будущие члены Timelock Studio состояли в команде бета-тестеров Serious Sam 4. Ещё до выхода игры было очевидно, что сеттинг России в Serious Sam 4 имеет гораздо больший потенциал для раскрытия, а после релиза отзывы игроков лишь подтвердили это. Именно тогда зародилась идея DLC, которое бы расширило русский эпизод, но на тот момент это было из разряда шуток и мечтаний.
Чуть позже я собрал команду из числа русскоязычных бета-тестеров с предложением разработать концепт DLC, который расширит третий эпизод игры. Все приглашённые люди имели большой опыт в моддинге, что помогало объективно оценивать свои возможности и создать вполне реалистичный концепт.
За два месяца мозгового штурма мы разработали 80-страничный дизайн-документ, который отправили креативному директору Croteam. Мы не знали, примут ли наши идеи или отвергнут – риск был велик, хотя мы были настроены позитивно. И, как оказалось, не зря, потому что проект привлёк внимание Croteam.
Мы провели несколько онлайн встреч с отцами-основателями Serious Sam, тщательно обсудили цели и концепцию проекта, распланировали процесс разработки. Когда всё было утверждено, Croteam и Devolver Digital взяли нас «под своё крыло», а также снабдили нужными материалами и средствами. Так и было положено начало Siberian Mayhem.
Действие игры («мидквела», как ее охарактеризовали сами разработчики) разворачивается между предпоследним и заключительным эпизодом Serious Sam 4. После событий на буровой вышке «Буревестник» Сэм вознамерился покончить с печально известным предателем землян генералом Брэндом, прежде чем присоединиться к решающему сражению за Тунгуску.
Предполагается, что игроки хорошо знакомы с сюжетом оригинальной Serious Sam 4 и успели изучить все ее нововведения, вроде системы талантов и боевых гаджетов (мы, кстати, писали обзор этой части). Вы как бы бросаетесь с места в карьер, и сразу же приступаете к излюбленному делу Стоуна – ликвидации наводнивших русские земли орд Ментала.
Изначально Siberian Mayhem должен был стать загружаемым дополнением к Serious Sam 4, в таком же формате DLC, каким были аддоны для SeriousSam 3 и SeriousSamHD (речь идёт о Jewel of the Nile и Legend of the Beast). Они представляли собой не более трёх новых карт с минимумом контента, которого не было в основной игре.
И вот здесь Siberian Mayhem сильно выделяется на их фоне: мы постарались создать абсолютно новое окружение с большим количеством нового контента, добавили новые игровые механики и расширили арсенал игрока. Всё началось с реакции на уже почти готовую Siberian Mayhem со стороны нашего издателя Devolver Digital. Вкратце, её можно описать как «ого, да это же лучшее, что случалось с Сэмом за 15 лет!». Это и стало переломным моментом, в котором от изначальной идеи DLC, Siberian Mayhem стал самостоятельным дополнением.
Это в некоторой степени придаёт Siberian Mayhem собственное лицо и уникальность, а также банально удобно для игрока – вам не нужно загружать Serious Sam 4, размер которого в два раза превышает Siberian Mayhem.
Вместе с тем, Siberian Mayhem и не ощущается как малое дополнение, а скорее даже наоборот – кажется небольшой, но полностью самостоятельной игрой с собственной внутренней историей, уникальными нововведениями и одновременно – одой старым играм Croateam. Например, вы столкнетесь с антигравитационными прыжковыми платформами и вновь поучаствуете в битвах на многоэтажных аренах.
Нужно отдать должное команде Timelock Studio: их работа с дизайном уровней и сценариями сражений временами радует даже больше, чем в оригинальной Serious Sam 4. Разработчики обожают запирать Сэма в неудобных местах, вроде узких коридоров, маленьких комнат или целых лабиринтов, наводняя их разношерстными монстрами и ловушками, а боссы, как правило, появляются именно там, где вам меньше всего хотелось бы с ними драться.
При этом Timelock не забыли ни про открытые для исследования области, ни про сайдквесты, в ходе выполнения которых вы сможете разжиться новыми гаджетами, вроде портативного ховерборда. Кроме того, в Siberian Mayhem появились три новых вида оружия, среди которых ранее представленный на презентации AK-74MX.
В Siberian Mayhem мы старались отыскать золотую середину между геймплеем классических частей Serious Sam (The First Encounter, The Second Encounter) и геймплеем Serious Sam 4 с его новшествами и динамичностью.
Игрок так же может использовать древо навыков и гаджеты, однако в этот раз был сделан сильный акцент на окружение во время битв – мы возвращаем старые добрые битвы в помещениях, джамперы, ловушки, характерные закрытые арены и изменяемую геометрию во время сражений.
Погодные условия тоже вернутся в игру: метель, дождь и ветер добавят динамики происходящему и в определённой мере повлияют на геймплей, поскольку видимость в снежной буре заметно падает. В перерывах между битвами игрок может погрузиться в исследование уровней и найти так называемые точки интереса, где он может наткнуться на дополнительных врагов или частичку лора игрового мира, либо обнаружить часть головоломки, за решение которой его ждёт щедрое вознаграждение.
Очень необычный (для Serious Sam) опыт, когда ты под обильным снегопадом бьешься с волнами пришельцев, тщательно исследуешь область, решаешь головоломки и в какой-то момент понимаешь, что снег перестал, а из-за тяжелых туч выглянуло морозное зимнее небо и вечернее солнце.
Внезапно тебе открывается атмосферный вид на суровые, навевающие духовную тоску сибирские просторы, раскинувшиеся среди скалистых возвышенностей и заснеженных равнин северного побережья России, а на горизонте маячат покосившиеся домики и бескрайний хвойный лес, попирающий неприступные горные хребты.
Без «клюквы» и фирменного юмора Сэма также не обошлось. По миру раскиданы аудиозаписи и содержательные текстовые файлы, часто можно подслушать забавные диалоги гамма-штурмовиков, а новые герои не лишены харизмы. Все это заслуга сразу нескольких талантливых умов из Timelock Studio, работавших в тесной коллаборации с представителями Croateam.
На данный момент в Timelock Studio работает 8 человек. Наша команда объединяет в себе давних поклонников и одних из самых известных моддеров сообщества Serious Sam. Это тимлид Евгений «DedKadath» Ягудин (моды RedDay, Ursul Suburbsи.тд.), Святослав «UrbanDeHuman» Руцкой (Operation the Sunrise, различные анимационные моды для оружия), Никита «YANexus» Кошкаров (Operation Skyfall), Алексей «NSKuber» Облаухов (популярные скриптовые моды), Артур «Ar2R-devil-PiNKy» Сидорин (мод для Serious Sam 2: Renovation, видеожурнал “Сэмолаш”, мод DIO’s Bizarre Encounter), Игорь «Asdolg» Гринкевич (различные инструменты для работы с движком SeriousEngine), Владимир «FreekNik» Ремезов (переводчик, писатель, художник), Георгий «MintFritter» Кошелев (профессиональный художник и моделлер).
Таким составом был пройден весь путь разработки Siberian Mayhem. Все члены команды имеют большой опыт в моддинге Serious Sam— кто-то из нас занимается этим более 10 лет, а некоторые уже принимали участие в разработке различных игр.
Владимир в нашей команде – настоящий кладезь приемов повествования. Его наиболее крупной и значимой работой стал русский перевод еще одной игры от Croteam – The Talos Principle. Сценаристами этой игры были Йонас и Верена Киратзесы, которые также приложили руку к сюжету Siberian Mayhem.
Надо сказать, некоторые детали отличались от изначально предложенных Владимиром, однако мы не хотели нарушать видение сценаристов Талоса и Serious Sam 4, поэтому в определённых моментах приходилось уступать им дорогу. Так что надеемся, сюжетные повороты в Siberian Mayhem удивят игроков.
Игроков ждет путешествие на снегоходе и битва на квадроцикле с охранными Черными башнями, они заберутся в кабину старого русского меха с бензопилой и превратят в фарш тысячу пришельцев под аккомпанемент «Калинки-Малинки». Есть лишь одна проблема – стоит войти во вкус, как приключение Сэма в России закончится – в игре всего пять уровней, и общее время ее прохождения с выполнением всех побочных заданий займет не более шести часов. Впрочем, едва ли Timelock Studio остановятся на достигнутом.
Сотрудничество с Croteam оказалось очень приятным опытом и надеемся на продолжение наших теплых взаимоотношений. На данный момент мы планируем поддерживать Siberian Mayhem некоторое время – это обновления, багофиксы. Позже будет добавлен режим выживания и новые модели игроков. Ну а что будет дальше – пока загадка даже для нас, хотя и имеются некоторые привлекательные идеи. А куда они нас заведут – мы непременно узнаем.
Serious Sam: Siberian Mayhem – совсем небольшой и очень интенсивный трип с привычным, олдскульным геймплеем, но свежими декорациями, интересными находками и иногда достаточно серьезными челленджами (зависит от выбранной сложности).
Timelock Studio не создали нечто «из ряда вон», но несомненно доказали, что им есть что привнести во вселенную, чтобы деликатно ее дополнить и немного расширить не только на уровне модификаций и дополнений.