Cubiq.ru

Обзор Chernobylite — веский повод вернуться в Припять

После почти двухлетнего пребывания в раннем доступе психологический ужастик Chernobylite от инди-студии The Farm 51 вышел в релиз, а значит пора подвести итоги, комплексно оценить работу польской команды разработчиков и вызволить наконец Игоря и его товарищей из Чернобыльской зоны отчуждения согласно нашим представлением об удачной концовке игры.

  • Разработчик: The Farm 51
  • Издатель: The Farm 51
  • Дата релиза: 28 июля 2021 года

Год и девять месяцев потребовалось The Farm 51 на совершенствование и расширение проекта Chernobylite, который начинался всего лишь как небольшая тематическая игра от группы энтузиастов. Чтобы воссоздать для нас аутентичную атмосферу многострадального Чернобыля, игроделы буквально поселились на территории Припяти и окрестностей, сканируя, фотографируя и зарисовывая останки окруженного легендами и памятными образами города-призрака.

И надо сказать, получилось у них очень хорошо. При исследовании локаций, взгляд цепляют неплохо сохранившиеся агитки времен СССР, наивные детские рисунки на растрескавшемся от времени асфальте, разбросанные повсюду предметы аскетичного советского быта, вроде тех красных банок для хранения сыпучих продуктов. Все выглядит очень убедительно.

Chernobylite

Многие игроки и даже некоторые критики, нахватавшиеся в Chernobylite флэшбэков, в вопросе разбираться не стали и сразу же набросились на The Farm 51, обвинив их в неуклюжей попытке подражать неприкосновенному «Сталкеру», хотя на самом деле их команда и близко не пытается идти по стопам GSC Game World. Да, Chernobylite – результат страстной любви поляков к сеттингу, но ни в коем случае не пытается подвинуть главный символ отечественного постапокалипсиса.

Только ленивый не прикоснулся к игре, пока она пребывала в раннем доступе, поэтому я не стану заново углубляться в фабулу. При желании, можете ознакомиться с нашим предварительным обзором – там описан зачин и почти нет сюжетных спойлеров, а концовку изучите сами. Скажу лишь, что теперь их три и каждую можно посмотреть, если сохранить игру перед заключительной миссией «Рейд». Исход будет зависеть от действий Игоря после битвы с финальным боссом, после чего Chernobylite расскажет, что стало с остальными персонажами, если они доживут до конца игры.

Chernobylite

Главным достижением The Farm 51, помимо отлично сработанной картинки и неплохого в целом научно-фантастического сюжета, я считаю удачную работу над смешением игровых механик. Chernobylite балансирует на стыке сразу нескольких жанров, не слишком углубляясь и не слишком отвлекая игрока от его главной задачи.

Эту идиллию очень легко нарушить, снизив до минимума сложность крафта, от чего необходимость в исследовании локаций и поиске ресурсов практически отпадет, или рванув строго по сюжету, игнорируя стелс и побочные задания, из-за чего игра покажется неоправданно короткой и пустой. Но стоит присмотреться к замыслу игроделов, откусить от каждого жанра по сытному куску, и общая картина станет основательной и пропорциональной. Chernobylite немного…

Chernobylite немного психологический хоррор

Chernobylite

Главный герой физик и изобретатель Игорь Химинюк – человек с огромным талантом, но с печальной судьбой. Его научным изысканиям не давали ход, потому что они опережали время, его лучший друг оказался подлым предателем, а его молодая жена Татьяна Амалиева бесследно пропала незадолго до страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Игорю снятся странные сны, его преследуют видения, он слышит в голове голос Татьяны, которая то ведет его, то предупреждает об опасности, а иногда откровенно пугает. При этом нельзя не отметить, что русский дублер девушке достался отвратительный. Актриса редко попадает в интонации, неуверенно демонстрирует эмоции – ей вообще не веришь. Впрочем, от этой проблемы в большей или меньшей степени страдают почти все персонажи Chernobylite, в том числе и сам Игорь.

Chernobylite

Вместе с тем ощущение тревоги будет преследовать игрока на протяжении всего приключения. Chernobylite может легонько пощекотать, а может и вмазать по лицу скримером. Знаете, когда пасмурным днем продираешься сквозь разросшиеся кусты городского парка, опустевшего порядка тридцати лет назад, меньшее, что ты хочешь услышать – заливистый детский смех, доносящийся из подъезда панельного дома.

Чем хуже психическое состояние Игоря, тем чаще его будет накрывать видениями и слуховыми галлюцинациями в самых неожиданных и неудобных ситуациях. Например, когда вы участвуете в перестрелке или скрепя зубы спускаетесь в удушающе тесный и предательски темный бункер.

Chernobylite

Игроки ни раз столкнутся с ситуациями, когда нужно действовать решительно или выбрать меньшее из зол, а самые пытливые исследователи, которые не поленятся собрать разбросанные по миру доказательства, смогут опробовать фрактально-виртуальный симулятор «Ариадна» — одно из изобретений Игоря, способное считывать запечатанное в радиоактивных частицах эхо и воспроизводить события минувших дней.

Полное прохождение Chernobylite заняло у меня порядка 20 часов при условии, что я изучил большинство побочных историй, собрал множество записей и очень серьезно отнесся к рекомендации Оливера хорошенько подготовиться и найти союзников, прежде чем отправляться на штурм АЭС. На мой взгляд, этого более чем достаточно. К слову о союзниках, Chernobylite ведь еще и немного…

Chernobylite немного ролевая игра

Chernobylite

Еще в самом начале пути, прежде чем герои отправятся в первую вылазку, Оливер продемонстрирует Игорю доску с планом действий, согласно которому напарникам предстоит заручиться поддержкой опытных бойцов, прежде чем вторгаться на территорию злополучной АЭС.

Всего таких бойцов пятеро, включая самого Оливера. Сюжетные миссии периодически будут ставить игроков перед выбором. От принятых решений зависит, удастся ли им впоследствии завербовать нового союзника. Тут не все очевидно и далеко не все логично, но если Игорь будет оставаться «хорошим парнем», то проблем у игроков возникнуть не должно.

Chernobylite

Хименюк получает опыт и каждый уровень вознаграждает его очками, которые можно обменять у спутников на новое умение – от улучшенного стелса и расширения инвентаря, до навыков паркура и продвинутого владения разными видами оружия. Осваивать каждый скилл придется буквально на практике – в мини-игре с напарником, выступающим в роли наставника.

В свободное от рыскания по покинутому городу время товарищи Игоря тусуются на базе, общаются с лидером, комментируют ситуацию и даже выказывают пожелания по обустройству убежища. Недовольство, ранение или заражение могут существенно снизить шансы друзей вернуться живыми из вылазок.

Chernobylite

Отправляясь на очередное задание, игрок может раздать поручения спутникам или оставить их отдыхать на базе, а вечером по возвращении компаньоны отчитаются о проделанной работе и поделятся добытыми ресурсами. А еще всем необходимо питаться. Система голода в Chernobylite отличается от привычных механик выживастиков и кормиться нужно лишь раз в день, распределяя пайки между всеми членами группы. К слову, Chernobylite ведь еще и немного…

Chernobylite немного выживалка

Chernobylite

С помощью особого устройства, сочетающего в себе счетчик Гейгера и сканер, Игорь исследует окружение на предмет полезных ресурсов. Не будь у нас анализатора среды, большая часть ценностей так и осталась бы лежать незамеченной в высокой траве, в лабиринтах опустевших коридоров и подземных тоннелях, да и сами эти тоннели можно было бы не обнаружить.

Растительные волокна, электронные запчасти, топливо, металлолом – изобретательный Хименюк всему найдет применение. Тем более, его команда нуждается в отдыхе и каком-то досуге, нужны медикаменты и нужно из чего-то стрелять, если иначе разрешить конфликтную ситуацию не представляется возможным.

Chernobylite

У штаб-квартиры отряда пять характеристик: комфорт влияет на настроение спутников, избыточная мощность сигнализирует об уровне электроснабжения базы, качество воздуха и радиационное заражение сказываются на здоровье команды, а с количеством спальных мест, полагаю, все и так понятно.

В режиме строительства предусмотрены три крупных раздела: улучшение базы, инвентарь Игоря и уют союзников. В последнем находятся декоративные объекты, импровизированные стены-перегородки, какая-то мебель и электроника, а также источники освещения.

Chernobylite

В инвентарь Игоря разработчики засунули впечатляющее количество приспособлений для крафта – от костра для приготовления еды и гидравлического пресса для штамповки базовых боеприпасов, до антиматериализатора для создания генераторов силовых полей.

В разделе улучшения базы находятся очистители воздуха и средства для противодействия радиации, спальные места разной степени паршивости и наконец так называемые инструменты для строительства – обязательные объекты, открывающие доступ к новым технологиям.

Chernobylite

Более того, в полевых условиях Игорь тоже кое-что умеет мастерить. Дело в том, что мир игры постепенно меняется и в дополнение к таким удобным погодным условиям, как ливень или туман, скрывающих игрока от внимательных противников, приходят высокий радиоактивный фон, чернобылитовые штормы и червоточины, из которых лезет всякая чудь.

По этой причине помимо базового крафта, Хименюк наловчился сооружать устройства для локального противодействия агрессивной среде. Впрочем, от всего защититься все равно не получится, как бы аккуратно и вдумчиво игрок не действовал, ему рано или поздно придется взять в руки оружие, ведь Chernobylite немного…

Chernobylite немного шутер

Chernobylite

Боевая составляющая Chernobylite – самая слабая сторона игры. Выстрелы ощущаются очень посредственно, противники редко представляют серьезную угрозу, Игорь очень топорно движется и уклоняется. Даже оружие у убитых бойцов не отберешь – на каждой их пушке установлен биометрический сканер.

Посему пушки Хименюк находит или конструирует сам, а потом всячески модифицирует их на специальных верстаках, меняет приклады и рукояти, спусковые механизмы и стволы, улучшает магазины и ставит прицелы. Вместе с тем Игорь ученый, а не профессиональный убийца, поэтому смерть живого человека как правило ухудшает его психическое самочувствие, благо в Chernobylite предусмотрен стелс.

Chernobylite

Один из первых навыков, которые можно освоить у Оливера – умение ликвидировать противника не убивая его. В противном случае Игорь будет остервенело наносить несчастному смертельные удары ножом, а потом заливать стресс водкой – местным антидепрессантом. Поскольку трупы прятать в игре нельзя, иной раз лучше миновать патруль, скрываясь в высокой траве.

А вот с монстрами подобный фокус не пройдет. Чудовища умеют ходить и даже видеть сквозь стены, выпрыгивать из совершенно неожиданных мест. Движутся они быстро, урона наносят довольно много, поэтому здесь мешкать некогда – время стрелять.

Chernobylite

К релизу Игорь настолько поднаторел в изобретении оружия, что к стандартному арсеналу, состоящему из револьвера, дробовика, автомата и плазменной пушки добавился работающий на чернобылитовой энергии рельсотрон, а в меню строительства базы появились специальные столы, на одном из которых для него производятся боеприпасы, а на втором –улучшения.

Выглядит пушка эффектно, урона наносит немало, а специальные модификации позволят оснастить оружие особыми примочками. Например, тепловым прицелом и способностью разить сквозь стены. Удовольствие дорогостоящее, но ближе ко второй половине ресурсов на его создание должно хватить.

Chernobylite

Заключение

Chernobylite – полноценный и вполне самостоятельный продукт, сравнивать который с Metro или S.T.A.L.K.E.R. грубо и некорректно даже ради привлекательного заголовка. Да, боевка здесь оставляет желать лучшего, логика квестов иногда сильно прихрамывает, а мир не так огромен и насыщен событиями, как некоторым хотелось бы, но проект не претендует на ААА-уровень – это инди от небольшой и усердной команды, которая искренне любит то, что делает, и это бросается в глаза постоянно.

На мой вкус The Farm 51 со своей задачей более или менее справились. Не все еще баги отловлены, иногда даже случаются критические вылеты, и на некоторых уровнях сложности в Chernobylite нет никакого смысла играть, и тем не менее за свою цену проект вышел атмосферным и интересным, с правильно оформленными декорациями и вполне достойным сюжетом.

Рейтинг читателей2 Оценки
8.5
Плюсы
Интересный сюжет
Отличная работа над декорациями
Удачное сочетание жанров
Радует приятной картинкой
Минусы
Все еще много багов
Посредственная боевая система
Неудачная русская озвучка
8
AXXID

Я ужасно любопытный и постоянно попадаю в неприятности. И вот за окном светает, на столе четвертая кружка с кофе, прячусь в шкафу и все пытаются меня убить: ну и как тут заснуть? Прелесть в том, что никогда заранее не знаешь, где найдешь себя под утро. Так я живу уже очень много лет и меня все устраивает.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания
Следите за новостями в нашем Telegram-канале