- Разработчик: Crows Crows Crows
- Издатель: Crows Crows Crows
- Дата выхода: 27 апреля 2022 года
Рассказать о том, что происходит в The Stanley Parable вообще без спойлеров практически невозможно. Разве что, используя метафоры и нереальные ситуации, которые могли бы произойти в этой вселенной. К сожалению, я обделен талантом к сочинению сценариев, поэтому в целях презентации мы проговорим всего один из множества классических сюжетов игры – самый стройный по мнению рассказчика.
И так, вы – Стэнли, обычный сотрудник компании, который каждый будний день приходит в тесный, но уютный офис номер 427, чтобы выполнять предельно рутинные обязательства: на столе у Стэнли стоит компьютер, на который приходят распоряжения о том, какие кнопки Стэнли должен нажимать (буквально). И он… просто на них нажимает.
Каждая новая инструкция вполне себе радует Стэнли. Он чувствует, что находится на своем месте. Ему комфортно, ему нравится монотонный труд. Но все меняется, когда в один судьбоносный день инструкции вдруг перестают приходить. Никто не постучался в дверь, чтобы позвать Стэнли обедать, никто не вызвал его на планерку. Прошел час, за ним другой, а Стэнли так и сидел перед черным экраном в полнейшем недоумении. За все годы его службы в компании, такого не происходило никогда.
Стэнли встает и выходит в холл, где организованы рабочие пространства его коллег – ни одного человека в офисе. Стэнли направляет стопы в зал совещаний и там тоже никого не находит. Все выглядит как всегда: компьютеры работают, освещение и вентиляция включены, проектор листает свежие слайды с новыми предложениями по улучшению эффективности, но нет никого, кто на них бы взглянул.
И тогда Стэнли отправляется в кабинет директора, но и директор тоже куда-то пропал. Каким-то невероятным чудом Стэнли удается с первого раза угадать единственную верную (из десяти тысяч возможных) комбинацию от четырехзначного электронного замка на стене позади массивного стола начальника и открыть потайной проход в стене.
Мир Стэнли, и без того дрогнувший от происходящего, рушится окончательно, когда он обнаруживает в застенках секретный комплекс наблюдения: сотни мониторов рассредоточены по исполинским стенам, каждому присвоен номер, соответствующий номеру сотрудника компании, каждый транслирует их рабочие места.
Спустившись в недра здания, Стэнли находит комнату с машиной, контролирующей разум. Радость, грусть, распорядок дня – все учтено алгоритмами, структурировано и предопределено. И тогда Стэнли решает положить этому конец. Он больше не хочет быть марионеткой системы, отныне – он хозяин собственной судьбы. Стэнли находит рубильник, отключает суперкомпьютер и выходит наружу, навстречу новой, подконтрольной только ему жизни, и игра начинается с начала.
А теперь вообразите, что все написанное выше начитывает рассказчик, хорошо поставленный закадровый голос, комментирующий поведение Стэнли примерно в такой же, но чуть более подробной манере. Его мысли, его реакции, его поступки – все описывает рассказчик, чаще всего предвосхищая действия самого игрока, который непосредственно контролирует Стэнли (или все-таки не контролирует, а лишь тешится иллюзией контроля?).
Так, по пути к залу совещаний Стэнли оказывается в комнате, из которой ведут две похожие друг на друга двери, и рассказчик, пока вы осознаете перспективу выбора, подчеркнуто отмечает, что Стэнли вошел в левую дверь. В какую же дверь в итоге войдет Стэнли? По словам самих Crows Crows Crows, именно эти две двери стали основным элементом дизайна игры, и вся последующая идея выросла вокруг этой самой комнаты, став следствием выбора, который она давала.
Рассказчику приходится менять структуру повествования каждый раз, когда Стэнли принимает решение, и вся последующая деятельность игрока в The Stanley Parable, по сути, сводится к поиску все новых и новых решений разработчиков в части игрового дизайна, поскольку с каждым новым выбором все меняется — неожиданным образом и радикально.
Но для награды этого было бы недостаточно ни тогда (в 2014 году), ни тем более сейчас, поэтому разработчики придумали рассказчика, как главный движитель для потрясающего нарратива. Нечто подобное мы уже встречали в небезызвестной Portal с ее необычными комнатами и ломающей четвертую стену GladOS, но в The Stanley Parable диалог игрока с рассказчиком стоит во главе угла.
Это необычный случай, когда не столько вы играете в игру, сколько она играет с вами, с изящным юмором поднимая злободневные темы, касающиеся не только игровой индустрии, но и человеческой натуры в целом. Это не столько симулятор ходьбы, сколько экзотический экспириенс, своеобразная ода искусству гейм-дизайна.
Рассказчик в исполнении Кивана Брайтинга великолепен. Он использует все возможные методы лингвистической манипуляции, чтобы сохранить контроль над ситуацией. Он будет стыдить вас за тщеславие и взывать к вашим инстинктам, притворяться безучастным и рефлексировать, переходя на личности, угрожать и упиваться собственным могуществом, раскаиваться и мечтать – каждый новый диалог будет взращивать из закадрового голоса живую, очаровательно эгоцентричную личность.
И в конечном счете большинство игроков проникнуться к рассказчику искренней симпатией, будут горевать о расставании с ним, когда пройдут игру, разблокировав все возможные концовки, и будут ругаться в комментариях, когда его в очередной подборке лучших игровых ИИ забудут упомянуть авторы – ведь именно этого он (рассказчик) и добивается!
Расширенная версия игры предлагает на выбор и старый, и принципиально новый контент – каждый закрывается примерно за два-три часа. То есть пользователям, которые вообще ни разу не влезали в шкуру Стэнли, Ultra Deluxe-издание подарит порядка пяти-шести часов геймплея. При первом запуске игра поинтересуется, проходили ли вы оригинал – от ответа будет зависеть как скоро игрок получит доступ к двери с новым контентом.
Исследуя новые петли, вы побываете в импровизированном зале памяти рассказчика, поможете ему определиться с идеями для сиквела The Stanley Parable и поучаствуете в плейтесте эксклюзивных механик, заглянете на кладбище отзывов Steam, откроете в своем партнере склонности к снобизму и ревности, разблокируете несколько новых концовок и множество достижений.
Наряду с новым контентом, игроделы добавили несколько очень приятных функций в раздел с дополнительными настройками. Так, в игре появилась возможность по желанию игрока пропускать эпизоды, связанные с суицидом или душевными травмами, включать подсветку влияющих на игру фраз, а главное – добавлять локализованные на русский язык подписи поверх английского текста, который встречается в записках, на магнитно-маркерных досках и т.д. Не весь текст получает автоматический перевод, но большая его часть.
Смотрится The Stanley Parable: Ultra Deluxe очень даже неплохо: движок позволил создать качественные трехмерные объекты, поиграть со светом, тенями и отражениями. Дизайнерам хватило инструментов и сноровки, чтобы атмосфера ни в чем не уступила оригиналу.
The Stanley Parable: Ultra Deluxe – все такая же гениально спроектированная, безумно смешная, непохожая ни на одну другую бродилка, поднимающая вопросы нарративной структуры игр и свобод игроков.
Обновленная версия подискутирует с вами о трудностях, с которыми игроделы сталкиваются при создании сиквелов и в работе с комьюнити, поиронизирует над проблемами современного геймдева.
Это по-прежнему одна из самых выдающихся игр в своем жанре и наглядное пособие для инди (и не только!) разработчиков о том, что даже самые вышарканные шаблоны и простые инструменты можно превратить в оригинальный концепт, была бы идея. Не проходите мимо.
«понравилось пользователю Киван Брайтинг»