Cubiq.ru

Серия игр Петька и Василий Иванович

Пожалуй, каждый поклонник квестов знаком со знаменитой серией игр, созданных по мотивам народного творчества о Василии Ивановиче Чапаеве и его порученце Петьке. В этой статье мы вспомним о каждом выпуске франшизы и поразмышляем над ее будущим.

Петька и Василий Иванович спасают галактику (1998)

Петька и Василий Иванович спасают галактику (1998)

  • Платформы: Windows

В 1996 году редакция цифрового журнала SBG Magazine задумалась о том, каким может быть идеальный квест, и кто бы мог его сделать. В ходе мозгового штурма прозвучала мысль: «а что, если мы и могли бы создать идеальный квест?». Так появилась идея заняться разработкой собственной игры.

Под это дело была сформирована студия SBG (позже сменившая название на S.K.I.F.) из сотрудников журнала, а также найден издатель в лице «Буки». Анонс игры «Петька и Василий Иванович спасают галактику» состоялся в декабре 1997 года, а через год она отправилась на прилавки магазинов, став одной из основательниц жанра «русский квест».

Сценарий игры абсурдным образом объединял Гражданскую войну в России и вторжение инопланетян, а действие разворачивалось в деревне Гадюкино и на Луне. Спасение галактики было сопряжено с огромным количеством шуток разной степени качества, от тонких до похабных, а выбор героев был обусловлен желанием разработчиков сделать игру про персонажей, с которыми знаком отечественный геймер: в западные квесты в России тогда играли мало, так как их редко переводили на русский язык.

Петька и Василий Иванович спасают галактику (1998)

Что касается геймплея, то «Петька и ВИЧ спасают галактику» представляла собой классическое point and click приключение, в рамках которого игроки перемещаются между экранами, взаимодействуют с объектами и используют предметы из инвентаря. Для героев было заготовлено несколько команд вида «идти», «взять», «посмотреть», «поговорить»; кроме того, периодически встречались мини-игры.

Коммерческий успех дебютного тайтла удивил даже разработчиков: за первые три месяца с момента релиза продажи превысили 100 тысяч копий, и это в разгар экономического кризиса 1998 года! Это объясняется рядом причин. По словам авторов, позитивному восприятию игры поспособствовала цветовая гамма, использующая «теплые» оранжевые, желтые и зеленые оттенки. Вместе с тем, «Петька и ВИЧ» стал одним из первых релизов на «джевелах» – дисках в экономичной упаковке. Это позволяло существенно сэкономить на производстве и устанавливать конкурентноспособные цены даже в условиях разгула пиратства. Поэтому игру был способен купить каждый желающий.

Купить (ремастер)

Петька и Василий Иванович 2: Судный день (1999)

Петька и Василий Иванович 2: Судный день (1999)

  • Платформы: Windows

Продолжение поспело очень скоро – всего через десять месяцев после релиза первой части. А все потому, что разработчики использовали вырезанные из оригинала материалы, от которых пришлось отказаться в ходе работы над «Петька и Василий Иванович спасают галактику».

По этой причине игра не могла похвастать впечатляющей продолжительностью: ее можно было пройти примерно в два раза быстрее, чем предыдущую часть. Хотя геймерам и того оказалось достаточно, сиквел хвалили.

«Судный день» переносил героев в США, а в сюжете фигурировали путешествия во времени. Не обошлось без моря шуток и отсылок: даже название игры служит явным намеком на франшизу «Терминатор». Графика, звук, геймплейные механики и управление остались ровно такими же, как и в первой части серии.

Купить (ремастер)

Петька 3: Возвращение Аляски (2001)

Петька 3: Возвращение Аляски (2001)

  • Платформы: Windows

После «Судного дня» компания «Бука» прекратила сотрудничество со студией S.K.I.F. и отдала продолжение команде «Сатурн-плюс», которая продолжила заниматься серией вплоть до девятой части.

В «Возвращении Аляски» изменилось многое: движок, визуальный стиль, даже юмор. Новый движок позволил отказаться от выбора команд для действий из списка, заменив его многофункциональным курсором, который изменял свою форму в зависимости от контекста.

Дизайн локаций и персонажей стал менее сказочным и красочным, уступив место гротеску. Герои окончательно перебрались из России в США, в игре появилась реклама, а похабных шуток стало больше. Нельзя сказать, что изменения пошли на пользу серии, хотя поклонники обеспечили игре высокие продажи.

Купить (ремастер)

Петька 4: День независимости (2003)

Петька 4: День независимости (2003)

  • Платформы: Windows

С выходом «Петька 4: День независимости» в серии впервые появились трехмерные кат-сцены, хотя основная часть игры осталась выполненной в 2D.

Сюжет продолжил события «Возвращения Аляски», а главных героев бросало между настоящим, прошлым и будущим, где они отчаянно пытались спасти Землю от пришельцев. Геймплей не отличался от игрового процесса предыдущей части: игроки перемещались по сценам, взаимодействовали с предметами и персонажами, используя для этого адаптивный курсор. Проект давал возможность переключаться между Петькой, Василием Ивановичем и Анкой, при этом NPC и объекты реагировали на каждого из героев по-разному.

В четвертой части еще острее стало ощущаться отсутствие свежих идей в серии, поэтому оценки критиков начали снижаться, а интерес аудитории – постепенно угасать.

Петька 5: Конец игры (2004)

Петька 5: Конец игры (2004)

  • Платформы: Windows

В продолжении «Дня независимости» события развернулись вокруг правительственного эксперимента над главными героями: Петька и Василий Иванович попадали в разные ситуации, которые должны проверить их героический потенциал.

Не считая изменения внешности персонажей, в остальном игра имела множество сходств с предыдущими частями, в том числе по геймплею. Однако сюжет, юмор и головоломки оказались слабее, чем в прошлых выпусках серии, что отразилось на оценках игры.

Петька 6: Новая реальность (2005)

Петька 6: Новая реальность (2005)

  • Платформы: Windows

«Новой реальностью» в случае с шестой частью серии стал переход в 3D: фоны локаций и некоторые объекты остались двухмерными, но персонажи и предметы отображались как полностью трехмерные модели. Сейчас картинка «Петька 6» выглядит невзрачной, но для своего времени она была вполне современной, и критики хвалили игру за графику.

Геймплей при этом не претерпел особых изменений: игроки, как и прежде, исследовали поделенные на сцены локации, подбирали, изучали и использовали предметы, беседовали с NPC, решали головоломки. Между ранее посещенными областями разрешалось путешествовать, используя карту.

Что касается сюжета, то он пародировал известные произведения, в первую очередь – серию романов «Дозоры» за авторством Сергея Лукьяненко. Критики отмечали слабые шутки, затянутые диалоги и неинтересный сценарий; кроме того, некоторые аспекты геймплея, вроде неудобного пиксель-хантинга, тоже подверглись критике. Средняя оценка «Петьки 6» оказалась в районе шести баллов.

Петька 007: Золото Партии (2006)

Петька 007: Золото Партии (2006)

  • Платформы: Windows

Отсылая к «бондиане», седьмая часть серии «Петька» не предлагала экшен, достойный Джеймса Бонда. Игра ставила куда более скромные задачи: геймплей point and click иногда сменяли редкие мини-игры в стиле Pac-Man.

Сценарий же стал еще более отвязным, отправив героев на корабль с фотомоделями «Плейбоя». Плохих шуток было много, интересных решений – мало. Стагнация серии стала очевидной, но игроков ждали еще две части.

Петька VIII: Покорение Рима (2007)

Петька VIII: Покорение Рима (2007)

  • Платформы: Windows

«Покорение Рима», очевидно, отправило Петьку, Василия Ивановича и Анку в Древний Рим, хотя одной лишь Римской империей действие не ограничивалось.

Герои внешне изменились, изменился и геймплей: в отличие от предыдущих выпусков серии локации больше не делились на отдельные сцены-экраны, а адаптивный курсор уступил место контекстному меню, которое появлялось при клике на объект. В этой части также исчезло свободное переключение между героями: игроки управляли каждым из персонажей в отдельных эпизодах, причем львиная доля внимания была отведена Петьке.

Петька 9: Пролетарский гламурЪ (2009)

Петька 9: Пролетарский гламурЪ (2009)

  • Платформы: Windows

Последняя часть серии вышла в 2009 году. Продолжая сюжет восьмой части, «Петька 9: Пролетарский гламурЪ» отправил игроков в будущее – постапокалиптическую Москву 2150 года, а затем в современную эпоху, где герои спасали Россию от происков внешних врагов.

У персонажей снова изменилась внешность, зато игровой процесс остался таким же, как и в предыдущей части. Игру ругали за слабый сюжет и сортирный юмор. Издатель не раскрывал цифры продаж, однако, учитывая, что серия закончилась на «Петьке 9», можно предположить, что они были скромными.

Петька и Василий Иванович спасают галактику: Перезагрузка (2016)

Петька и Василий Иванович спасают галактику: Перезагрузка (2016)

  • Платформы: Windows, MacOS, Linux, Android, iOS

В 2016 году «Бука» вдруг выпустила переиздание первой части серии с подзаголовком «Перезагрузка». Обновленная версия адаптирована для современных ОС, поддерживает широкоформатные мониторы, а также снабжена субтитрами на английском языке – для зарубежных игроков.

Кроме того, в переиздании был переработан интерфейс (с возможностью вернуться к классическому управлению), добавлены подсказки, улучшено управление, в том числе интегрированы новые возможности для игроков на смартфонах и планшетах.

Примечательно, что новая игра была буквально заново собрана на новом движке (для этого выбрали Unity), а художники вручную дорисовали сцены и анимации с учетом появления новых вариантов соотношения сторон экрана.

Купить

Петька и Василий Иванович 2: Судный день: Перезагрузка (2016)

Петька и Василий Иванович 2: Судный день: Перезагрузка (2016)

  • Платформы: Windows, MacOS, Linux, Android, iOS

В том же году вышло переиздание второй части. Изменения ровно те же: теперь игра работает на современных ПК и мобильных устройствах, а игроков ждут улучшенный интерфейс и управление.

Купить

Петька 3: Возвращение Аляски: Перезагрузка (2017)

Петька 3: Возвращение Аляски: Перезагрузка (2017)

  • Платформы: Windows, MacOS, Linux, Android, iOS

Наконец, в 2017 году «Перезагрузка» настигла «Петьку 3». Авторы адаптировали игру для актуальных систем, добавили поддержку геймпадов, дорисовали локации, а также интегрировали достижения. Это переиздание стало последним из осовремененной линейки игр.

Купить

Что дальше?

Несмотря на ностальгию поклонников серии, отсутствие новых переизданий «Петьки и Василия Ивановича» косвенно подтверждает (а «Бука» прямо говорила, что вопрос выпуска новых частей зависит от успешности продаж игр), что эти «русские квесты» остались продуктом своего времени. Поэтому, вероятнее всего, франшиза так и останется приятным воспоминанием, а «Петька 9» войдет в историю, как последняя номерная часть.

Юлия

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Victoria 3
MSI MAG A550BN
В центре внимания