Обзор WARSAW – War is Hell

2 октября состоялся релиз харкдорной тактической РПГ WARSAW, сюжет которой посвящен знаменитому Варшавскому восстанию. Из-за высокой сложности, особенностей боевой системы и визуального стиля многие критики поспешили назвать этот проект «Darkest Dungeon в сеттинге WWII». Мы решили разобраться, действительно ли между двумя играми так много общего и чем еще, кроме знакомого оформления, может быть интересна WARSAW.

  • Разработчик: Pixelated Milk
  • Издатель: gaming company
  • Дата выхода: 2 октября 2019 года

Сюжет

Варшавское восстание началось в столице Польши в августе 1944 года и было полностью подавлено нацистами через 3 месяца. Так как игра претендует на историчность, то никакого «хеппи-энда» здесь ждать не приходится. Об этом нам напоминают как геймплейно (ресурсов становится все меньше, а бои все сложнее), так и с помощью сюжета. Например, каждый новый день начинается со стремительно убывающего счетчика населения Варшавы.

В первый день было 952 тысячи…

Не отстают по мрачности от общей канвы сюжета и происходящие в WARSAW случайные события.

Ивенты здесь очень крутые и часто заставляют выбирать между несколькими плохими вариантами

В качестве протагонистов выступает небольшой отряд бойцов Сопротивления из 3 человек, курируемого партизанской Армией Крайовой, которая подчиняется базировавшемуся в Лондоне правительству в изгнании.

Силы неравны изначально, поэтому вместо привычных для варгеймов наступательных операций большинство миссий будут представлять собой типичные задания партизанской войны – устранение патрулей, диверсии, патрулирование улиц, сбор припасов и даже похороны погибших.

Вечная память

Кроме описаний миссий и случайных событий, часть сюжета раскрывается в Кодексе – энциклопедии, которая пополняется данными о членах отряда, встреченных противниках и известных видах оружия.

Обычно главы Кодекса позволяют узнать исторические факты о Восстании. Никакой практической пользы нет, зато познавательно

Геймплей

Главной игровой механикой здесь является поддержание боевого духа Восстания. Вся Варшава поделена на 6 районов, каждый из который производит ресурсы и имеет шкалу морали и разрухи (скорость снижения морали). Выполнение миссий позволяет снизить скорость падения морали. Как только боевой дух района достигает 0, он прекращает Восстание. Когда бунтовать становится некому, наступает геймовер.

Пока все неплохо

Выбрав подходящую миссию и собрав отряд, мы попадаем на исторически достоверную карту выбранного района. На перемещение по этой карте и применение расходников вроде аптечек расходуются Очки действия, так что миссию здесь можно проиграть еще и из-за плохих навыков ориентирования.

Видим припасы и отряд противников

Каждая карта содержит припасы, отряды врагов и случайные события.

Тут повезло, но некоторые ивенты проверяют скиллы членов вашего отряда и могут привести к потере ХП

Сражения здесь заметно отличаются от той же DD, ведь кроме расстановки, влияющей на доступность тех или иных скиллов, здесь существуют еще укрытия и понятие фланговых атак (все чары стоят не в один, а в два ряда).

Отряд стоит не очень удачно и будет страдать от гранатометчика

Бои проходят пошагово, в начале каждого раунда стороны получают количество «активаций», равное количеству бойцов. При этом каждую активацию можно тратить на действия любого персонажа, лишь бы ему хватало выносливости. Смерть, само собой, перманентна, а сейв только один.

Что касается ролевой системы, то после каждой миссии наш отряд получает несколько медалей, которые тратятся на прокачку до 1 из 3 возможных уровней.

На Ветерана нужно 3 медальки

При каждом левелапе можно выбрать 1 из 2 скиллов, а всего в бой можно взять 4 разных навыка.

Пассивки здесь – редкость, и в бой их нужно брать наравне с активными навыками

Новые уникальные бойцы приходят в отряд рандомно. Есть возможность нанять добровольцев, но они не прокачиваются и гораздо слабее «именных» воинов.

С Анной нам повезло, у нее есть уникальный скилл на инста-килл пехоты

Боль…

В отличие от той же Darkest Dungeon, из которой Pixelated Milk позаимствовала оформление, творящиеся вокруг ужасы почти никак не влияют на самих наших персонажей. Никакой шкалы психического состояния и соответствующих перков у них нет, и все ужасы войны отражаются только на их диалогах и биографиях в Кодексе.

Новые главы биографий открываются после выполнения определенных условий

Вместо протагонистов страдать приходится в основном геймерам. Основной причиной боли становится запредельная сложность игры, которую при этом никак нельзя регулировать. Припасы и патроны заканчиваются быстро, количество раненных в Лазарете растет с каждым днем, а мораль районов падает с каждым провалом. В итоге одна ошибка (промах по гранатометчику) быстро приводит к краху Восстания, никаких шансов после фулл-пати вайпа здесь нет.

А ведь та же Darkest Dungeon мало того, что позволяла выбирать разную сложность, так еще и давала шанс прокачаться на слабых миссиях после гибели самых крутых чаров. Суть проблемы в том, что после миссии бойцы возвращаются на базу с минимальным достигнутым значением ХП независимо от того, как хорошо вы их хиляли, а полное восстановление занимает до 3 ходов.

2/3 бойцов в больничке, воевать некому

Кривой баланс и высокая сложность сочетаются с очень неприятными багами. Самый заметный из них – плохо проработанная система поиска пути на карте миссии, из-за которой отряд может уткнуться в угол и потерять несколько ценных ОД. Еще одна проблема – некорректное отображение расхода патронов в описании скиллов, что затрудняет планирование припасов (вокруг которого, по идее, и должен строиться геймплей). Иногда встречаются и другие баги.

Наконец, многим геймерам из постсоветских стран не понравится освещение роли СССР в Восстании. Если в реальности пусть Красная Армия и не вступила в Варшаву во время восстания, то по крайней мере участвовала в снабжении повстанцев, то в игре Pixelated Milk СССР упоминается исключительно в негативном ключе.

Например, вот так

Заключение

Как антивоенное произведение искусства, WARSAW безусловно заслуживает внимания даже в нынешнем состоянии. Но разработчики зачем-то решили скопировать дизайн знаменитой DD, чем обрекли себя на постоянные сравнения с этой легендарной игрой. И пока эти сравнения далеко не в пользу проекта Pixelated Milk. И если студия намерена продавать свою игру, а не просто сделать политическое заявление, ей стоит провести работу над ошибками.

Вышедший через 2 дня после релиза патч привел проект в играбельное состояние, но до серьезной конкуренции со столпами жанра тактических РПГ WARSAW еще ой как далеко.

Плюсы
оригинальный сеттинг;
интересный (хоть и неоднозначный) сюжет;
историчность и антивоенная направленность;
атмосфера выживания в условиях заранее обреченного восстания;
стильный дизайн в духе Darkest Dungeon;
тактика боев;
«живые» персонажи.
Минусы
куцая ролевка;
отсутствие настройки сложности в любом виде;
баги и недоработки, из которых больше всего мешает плохой pathfinding;
недоработанный баланс и беспощадный рандом;
добровольцы гораздо слабее «обычных» чаров, которые появляются рандомно;
разблокировка «Кодекса» не дает никаких преимуществ.
7

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.