- Разработчик: Housemarque
- Издатель: Sony Interactive Entertainment
- Дата выхода: 30 апреля 2021 года
Космический корабль терпит крушение в небе планеты Атропос, куда отправилась главная героиня Returnal, астронавт по имени Селена. Здесь ее встретят недружелюбная фауна, инопланетные постройки – следы древней цивилизации, таинственный сигнал, осколки земной реальности, вроде дома, стоящего прямо посреди джунглей, а также петля времени: Селена переживает эту катастрофу десятки раз и отчаянно пытается разорвать замкнутый круг. В моем прохождении, похоже, ей это не удастся.
Мир Returnal завораживает. Он вызывает ассоциации с «Чужим» и «Прометеем», интригует загадочными надписями на обелисках, восхищает величественными храмами и циклопическими статуями. Пугает чуждой архитектурой, густым туманом и… риском отыскать в укромном уголке растерзанное тело Селены, оставшееся после одного из прошлых забегов.
Героиня не понимает, что происходит, и игрок вместе с ней пытается раскрыть эту тайну. Собирать информацию придется по крупицам: искать и расшифровывать инопланетные письмена, находить разбросанные тут и там дневники, исследовать загадки прошлого. Сочетание научной фантастики и хоррора – беспроигрышный вариант, и Returnal цепляет своим сюжетом, мотивируя добраться до финала этой истории.
Увы, удастся это далеко не всем. Housemarque, в своем неповторимом стиле, снова выпустили очень сложную игру-«рогалик», и чтобы совладать с ней, нужно иметь много времени и терпения.
На Атропосе абсолютно все стремится убить Селену. Монстры, атакующие толпой и способные опустошить полоску здоровья парой ударов. Ловушки, преграждающие путь к ресурсам и артефактам. Уровни, изобилующие пропастями, куда так легко свалиться в горячке боя. Даже паразиты, которые, с одной стороны, одаривают героиню полезными умениями, а с другой – накладывают дебафф.
Чтобы банально выжить, приходится вертеться ужом, носиться по локациям с бешеной скоростью, стараясь увернуться от вражеских снарядов и успевать расстреливать монстров. Как шутер, Returnal показывает себя на высоте: здесь яростные перестрелки сочетаются с постоянным движением, и по ощущениям игровой процесс напоминает сочетание DOOM Eternal и Control.
Управление в игре очень отзывчивое, а интерфейс и объемный звук позволяют постоянно контролировать все важные показатели, включая направление, с которого атакуют противники. Даже контроллер включен в геймплей: звуковой сигнал из динамика DualSense даст знать об откате альтернативного режима стрельбы, а левый триггер при нажатии остановится на середине хода, предлагая выбрать – оставить палец в этой точке, чтобы включить прицеливание, или прожать с усилием дальше, чтобы активировать альтернативный огонь.
Пушек в Returnal немало, но носить с собой можно только одну. Начинаем мы всегда со стартовым пистолетом, а дальше как повезет – можно очень скоро отыскать в руинах хорошую скорострельную винтовку или дробовик, а можно дойти до босса, оставшись с тем же пистолетом. Жанр roguelike подразумевает беспощадный рандом, и вам останется только надеяться, что уж в этот раз игра подбросит что-нибудь годное.
Случайной генерации подвержено почти все: структура карты, расположение ресурсов и предметов, альтернативные режимы оружия, эффекты находимых артефактов и паразитов. После каждой гибели Селены мир перестраивается, отбрасывая игрока к самому началу, оставляя с дефолтным набором инструментов. И если некоторые другие «рогалики» дают в этом плане поблажку, позволяя, например, прокачаться между забегами, Returnal такой роскоши не предоставляет.
В результате приходится тратить очень много времени на повторное развитие персонажа. Это нормально для жанра, но все же сильно раздражает. Особенно при том, что комнаты-локации очень скоро начинают повторяться: они заготовлены заранее, а рандомно генерируется лишь их расположение. Учитывая частые возвращения к началу, вскоре начинаешь проходить их чуть ли не с закрытыми глазами.
Иногда игра дает возможность быстро срезать дорогу, сократить путь к боссу. А после победы над главным монстром в каждом из биомов вы сможете сразу прыгать в следующий, не утруждая себя повторным сражением. Но так рискуете быстро столкнуться с непроходимой стеной сложности: если не обшаривать все комнаты в каждом из биомов, если не собирать «лечилки» и местную валюту, не улучшать снаряжение в специальных фабрикаторах, не убивать рядовых тварей, тем самым повышая квалификацию Селены, что позволит находить более мощное оружие, вы не достигнете выдающихся результатов.
И все же самый важный ресурс в Returnal – скилл игрока. В одном из моих забегов игра отправила меня к боссу почти сразу после старта, с пистолетом-«единичкой» – и мне удалось снять с него половину здоровья, прежде чем он меня прикончил. В другом цикле мое путешествие проходило не спеша, с тщательным сбором всех предметов и апгрейдов. В итоге Селена была экипирована под завязку и казалось, что победа в кармане, но буквально за шаг до комнаты с боссом героиня оказалась заперта на арене с толпами монстров и лечащим их обелиском – ее ждала бесславная гибель.
Спустя десяток с лишним часов, проведенных в игре, мне покорились некоторые ее механики. Так, рядовые кербероны, напоминающие то ли цефов из Crysis, то ли пришельцев из схожего с Returnal фильма «Грань будущего», вызывают легкую улыбку, а к мощным титанопсам я рвусь с клинком наперевес – это куда эффективнее, чем стараться сразить монстра издалека. Я знаю, что стриксе нужно сбить прицел, пока она наводится на Селену, а по защищенным энергетическим щитом турелям бесполезно стрелять – тут пригодится граната или атака ближнего боя.
Я понимаю, что здесь часто бессмысленно прятаться за колоннами – они разрушаются от ударов и выстрелов. Я слежу за степенью нагрева оружия: когда оно перегревается, необходимо нажать клавишу выстрела в нужный момент, чтобы ускорить охлаждение – как в играх серии Gears of War. Знаю, зачем нужен эфир, на что тратить оболиты и стоит ли прикреплять к скафандру паразитов. А еще не устаю восхищаться красивой картинкой, не типичной для жанра, игры которого относятся, преимущественно, к инди-сегменту, и быстрыми загрузками.
Вместе с тем, Returnal мне не поддалась. Это классный шутер, но очень уж сложный и требующий тратить на себя слишком много времени – к примеру, сохранений здесь нет, и если вы выйдете из игры посреди цикла, придется начинать все сначала. А забеги могут длиться часами – при том, что не всегда удается выкроить даже пару десятков минут на гейминг. Когда сороковая попытка начинается почти так же, как первая… это выше моих сил.
Поэтому я ставлю оценку не столько всей игре, сколько сумме впечатлений и эмоций, которые вызвала та ее часть, что мне довелось исследовать. Стоит ли она внимания? Определенно, это самый дорогой и красивый «рогалик» из тех, что мне приходилось видеть, это замечательный экшен и отличная проверка навыков. Но если вы не готовы к трудностям – лучше даже не выдвигайтесь к Атропосу.