Действие игры разворачивается в постапокалиптической вселенной, живущем на останках человеческой цивилизации. Сначала растаяли полярные льды, затем людей подкосила эпидемия неизвестной болезни, а подвела итог атомная война. Спустя многие годы Земля представляет собой дикий мир, где о прошлом напоминают лишь покосившиеся дома и ржавеющие остовы автомобилей.
Конечно, человечество не вымерло, но и лишилось статуса царя природы. Люди влачат жалкое существование в небольших поселениях, и, кроме того, теперь вынуждены делить планету с мутировавшими животными. Именно за последних нам и предстоит начинать прохождение Mutant Year Zero: Road to Eden.
Первая миссия игры знакомит нас с селезнем по имени Дакс и кабаном Бромином – парой сталкеров, которые регулярно совершают вылазки в Зону (без шуток, именно сталкеры и Зона, как сами-знаете-где), окружившую Ковчег, одно из поселений, где обитают разумные существа. Вернувшись после очередного задания, герои получают новое назначение: им предстоит отправиться за пределы изученных земель, чтобы отыскать пропавшего сталкера Хаммона, который наткнулся на информацию о существовании полумифического Эдема – места, в котором можно жить, не испытывая нехватки ресурсов и не опасаясь безумных культистов, мародеров и свихнувшихся роботов.
Долго ходить вдвоем героям не придется – вскоре они встречают Сельму, девушку с каменной кожей, а далее к отряду присоединится еще парочка персонажей. Вместе с ними игроку предстоит пережить 15-20 часов увлекательных приключений в интригующем постапокалиптическом мире.
Mutant Year Zero: Road to Eden, как мы уже упоминали, недорогая игра. И это пошло ей на пользу – в том смысле, что авторы не стали гнаться за количеством контента и игровых механик, а сосредоточились на максимально качественном исполнении проекта. Здесь нет гигантских локаций, огромного разнообразия лута и сотен дополнительных квестов, но при всей компактности игры, каждый ее элемент не выглядит лишним.
Взять, к примеру, боевую систему, которая с первого взгляда вызывает ассоциации с играми серии XCOM. Разработчики бережно скопировали основные принципы боевки – два действия за ход, возможность укрываться за предметами окружающей обстановки и использовать гаджеты и активные навыки, расчет вероятности попадания в зависимости от положения бойца и расстояния до врага, и так далее. Но вместе с тем, добавили в нее свои идеи – например, стелс в реальном времени, с помощью которого можно значительно проредить вражеский отряд еще до того, как основные силы вступят в бой.
Это происходит следующим образом. Во время путешествия по локации вы замечаете группу противников. Бросаться с шашкой наголо не стоит – вероятнее всего, спустя пару ходов вам придется загружать сохранение, ведь врагов обычно больше, и даже на самой легкой сложности они наверняка будут сильнее ваших персонажей. Более правильным решением станет отлов соперников по одному, благо они постоянно отлучаются от товарищей, патрулируя карту, и уничтожение в яростной короткой стычке. Главное – убедиться, что в арсенале есть достаточно мощное и, что важно, бесшумное оружие. Здесь кроется крупный недочет: игра не позволяет узнать, на каком расстоянии будет слышен выстрел, поэтому понять заранее, засекут ли враги возню с отделившимся от группы бойцом, невозможно.
Сражения в Mutant Year Zero: Road to Eden бросают серьезный вызов и поощряют эксперименты. Арены позволяют разрушать укрытия, занимать господствующие возвышенности, обходить врагов с флангов и быстро отступать при необходимости, разнообразие противников заставляет на лету менять тактику (избавляйтесь от роботов-медиков в первую очередь), а способности персонажей открывают простор для красивых комбинаций (изучайте контроль разума). При этом до самого финала прохождения бои не превращаются в избиение соперников перекачанными героями – баланс соблюден: так, например, для перезарядки мощных навыков придется убить пару-тройку врагов.
Когда мутанты не участвуют в битвах, они изучают Зону, заполненную артефактами прошлого. Разработчики почти не приподнимают завесу тайны происхождения антропоморфных животных, зато позволяют насладиться их видением довоенного быта людей, которых здесь называют Древними.
В попытках объяснить назначение найденных предметов, хоккейная защита превращается в доспехи для гладиаторских боев, а рисунок на крышке айпода наводит героев на мысль об использовании гаджета для определения спелости фруктов. Эти артефакты полезны не только как часть лора – их можно обменять на пассивные навыки для отряда, вернувшись в Ковчег и посетив один из магазинчиков (Ковчег, кстати, представляет собой статичный экран с несколькими торговцами). Поэтому желательно заглядывать во все уголки локаций, тем более что они здесь очень компактны.
Если сравнивать Mutant Year Zero: Road to Eden с последними выпусками серии XCOM, то превосходство вторых очевидно — за счет большего бюджета, опытности команды разработчиков, хорошей реиграбельности, подробной боевой системы и развитой прокачки. Тем не менее герой обзора радует красивой картинкой, увлекает оригинальной смесью стелса и тактики, забавляет необычными персонажами, а главное – не приедается. Игра проходится быстро, поэтому все ее недостатки не так уж сильно бросаются в глаза. Финал же оставляет намек на продолжение истории и надежду на то, что игра станет началом новой успешной франшизы в жанре, которому так не хватает свежей крови.