- Разработчик: Ryu Ga Gotoku Studio
- Издатели: SEGA
- Дата выхода: 24 сентября 2021 года
После интересной смены концепции основной серии Ryu Ga Gotoku Studio решила порадовать нас сиквелом спин-оффа Judgment, который с одной стороны стал возвращением серии к истокам, а с другой – ее эволюционным развитием. Вместе с Таком и его друзьями мы отправились в знакомые Камурочо и Йокогаму, где еще совсем недавно гуляли в Like a Dragon, и оценили, как они изменились за неполный год.
Настоящий детектив
Действие Lost Judgment разворачивается в знакомом каждому фанату серии сеттинге, но снова, как и в Like a Dragon, не ограничивается Камурочо, а отправляет нас в Йокогаму – тот же район, где мы уже бывали в роли Итибана Касуги. Карта практически не изменилась, но стала гораздо более насыщенной. Те, кто играл в Like a Dragon, сразу заметят знакомые места и оценят новые.
Играть в первую Judgment для понимания происходящего не обязательно, к тому же в игре есть небольшой рекап, но отсылки к событиям предыдущей части происходят постоянно, поэтому игравшим будет гораздо комфортнее.
Во избежание ситуации «убийца-дворецкий» постараюсь рассказать о сюжете лишь в общих чертах и ограничиться завязкой. Ведь самое главное в серии Yakuza, к которой, безусловно, относится и Lost Judgment – это именно история.
Бывший полицейский Акихиро Эхара арестован за сексуальные домогательства к девушке в метро, но на судебном процессе заявляет, что в заброшенном здании будет найден труп. Труп действительно был найден, к тому же оказался учителем в школе, где учился сын Эхары, Тоширо, который некоторое время назад покончил с собой. По слухам – из-за травли, в которой активно участвовал учитель. Однако, расследование по заявлению старшего Эхары факта травли не выявило.
Мотив, казалось бы, очевидный – но на момент убийства Эхара уже был арестован. Железобетонное алиби. Однако, волею судеб его защищает адвокат Саори Сиросаки из детективного агентства Ягами, основанного нашим героем. А он по просьбе старых друзей как раз отправляется в ту самую школу, чтобы расследовать – что бы вы думали – именно травлю, но уже с новыми героями. Или кто-то из них тоже замешан в тех далеких событиях? Этот вопрос, как и многие другие, нам и предстоит выяснить, разбираясь, кто же убил учителя и как здесь замешан Эхара.
Школьный сеттинг, пожалуй, наиболее спорный в сюжетном плане момент игры. С одной стороны, травля – действительно очень серьезная проблема, да и рейтинг игры 18+ позволяет говорить о таких вещах без прикрас.
С другой – беготня серьезных детективов по школе с периодическими драками с наиболее одиозными хулиганами и мини-играми в школьных кружках вызывает кайф от праведного гнева и погружения в местную культуру лишь поначалу, а со временем все сильнее становится похожа на вызов полиции для спасения котенка с дерева.
К счастью, легкая затянутость школьных этапов компенсируется великолепной драматургией, прекрасно выписанными персонажами и фирменным для «Якудзы» сочетанием серьезной тематики с откровенным безумием. Правда, градус безумия тут сильно ниже, чем в той же Like a Dragon, а тональность гораздо более «взрослая». Но и без смешных моментов типа поимки серийного похитителя женских трусиков не обойдется.
Персонажи – особая гордость Lost Judgment. Живые, с отлично прописанными характерами и мотивацией, интересными диалогами, душой – и просто чертовски красивые, стильные и эстетичные. Чего стоит одна только косуха Ягами. В них буквально влюбляешься, им сопереживаешь, их хочешь видеть на экране дольше и чаще – или, наоборот, презираешь и работаешь кулаками с особым рвением. Японцы умеют выбить слезу.
Порхай как бабочка, но посмотри кат-сцену
Yakuza, безусловно, игра-жанр. И Lost Judgment этому жанру полностью соответствует. Здесь есть все характерное для серии разнообразие механик и активностей, расширенное и дополненное в соответствии со спецификой спин-оффа. Как уже говорилось, разработчики решили вернуться к истокам, и jRPG-концепцию Like a Dragon сменил классический для серии action-adventure с элементами beat’em up, детектива и того самого уникального «симулятора японца».
В открытом мире города мы выполняем различные задания по расследованию своего дела – куда-то сходить, с кем-то поговорить, что-то сделать, найти улики. Периодически приходится сражаться с сюжетными и просто разбросанными по карте противниками. За выполнение задач и победу в бою мы получаем деньги и очки умений (Skill Points). Потратить эти очки можно на прокачку боевых способностей, получая новые приемы, или, например, повышение здоровья персонажа или эффектов от еды. Чем-то похоже на деревья талантов в западных RPG, но вместо древовидной структуры – просто табличная последовательность, хотя для получения некоторых способностей нужно иметь предыдущие.
В бою можно использовать три произвольно переключаемых боевых стиля: журавля (Crane), тигра (Tiger) и новый для Lost Judgment стиль змеи (Snake). Каждый из них приспособлен для выполнения разных задач. Журавль – ловкий стиль для больших толп противников, тигр – более неуклюжий, но и более сильный для сражений один на один, а змея подойдет для вооруженных супостатов. Переключение осуществляется одним нажатием кнопки.
Вдобавок, вы можете использовать подручные предметы, прыгать по стенам и бросать противников через себя. Анимации и спецэффекты выполнены очень здорово и могут дать фору даже фильмам Джона Ву.
Правда, сражаться приходится не то, чтобы очень часто. Здесь выходит на первый план основная особенность (для некоторых – недостаток) серии Yakuza, когда на пять минут активного геймплея приходится едва ли не десять диалогов и кат-сцен.
Конечно, смотреть их благодаря упомянутым выше сюжетным достоинствам очень интересно, а экран все-таки не гаснет от слишком долгого ожидания, как в Like a Dragon, но надо понимать, что Lost Judgment – игра динамичная лишь временами, а в целом скорее медитативная. И вновь абсолютно линейная – в рассказанной авторами истории у нас нет никакой возможности сделать шаг вправо или влево, разве что в порядке выполнения побочных квестов и свободных прогулках по городу.
Шерлок Холмс на скейте
На месте и главное отличие Judgment – детективный элемент. Нам предстоит искать улики, узнавать нужную информацию в диалогах с персонажами, а также пользоваться гаджетами, например, камерой или направленным микрофоном.
Временами детективная часть напоминает какой-нибудь Famicom Detective Club со скидкой на улучшенную графику – пиксель-хантинг, выбор нужных пунктов в диалогах (иногда за ограниченное время), предъявление улик. На месте даже материалы дел, где можно освежить в памяти краткую сводку всех важных фактов, и «краткое содержание предыдущих серий» в начале каждой главы.
Но есть и чисто местные фишки – например, для поиска побочных квестов введена интересная механика анализа внутриигровой соцсети по геолокации и ключевым словам. Забавно реализованы задания с камерой: к кадру есть определенные требования, отображаемые в виде чеклиста в правой части экрана. Нужно поймать момент так, чтоб чеклист закрылся, и успеть сделать снимок. Условия чеклиста могут быть самые разные – приближение, какие-то действия, попадание в кадр определенных лиц и даже наличие улыбки.
Иногда детективу приходится заниматься и негласной работой, например, выслеживать подозреваемого, не поднимая его уровень тревоги, или незаметно куда-то пробираться, для маскировки переодевшись.
Правда, стелс реализован несколько искусственно, в виде четко ограниченных участков с явно отмеченным началом и концом – даже отвлекать противников надо броском монетки в строго обозначенную скриптом точку. А чтобы попасть в труднодоступные места, Ягами может воспользоваться навыками паркура – тоже во вполне определенных участках, но с чуть большей свободой и красивыми анимациями.
Естественно, «Якудза» не была бы «Якудзой» без элементов того самого «симулятора японца». По субъективным ощущениям их тут поменьше, чем в той же Like a Dragon, но мы все равно сможем поиграть в азартные игры или классические хиты SEGA на аркадных автоматах, поплясать в танцевальном клубе школы в духе ритм-игр или покататься на скейтборде (в дополнительный контент премиальных изданий вошел даже ховерборд). В некоторых квестах скейт необходим для ускорения движения – например, в самом первом надо успеть купить редкую коллекционную фигурку до перекупщика (а потом набить ему морду).
Если передвигаться по городу лень даже на скейте, можно воспользоваться системой быстрого перемещения в виде такси – подойти к машине или вызвать со смартфона. Кстати, в виде смартфона тут реализовано вообще все игровое меню, от прокачки и анализа соцсетей до выбора снаряжения и сохранения игры. Довольно интересная и в какой-то степени даже иммерсивная находка.
Многие мини-игры привязаны к школе и входят в комплект School Stories Expansion Pack из версий Deluxe и Ultimate, отслеживаемый в отдельном разделе меню, а часть доступна сразу с титульного экрана – можно расслабиться, не погружаясь в сюжетную кампанию. И конечно же, как и в прошлой Judgment, Такаюки может найти девушку и построить романтические отношения, ходить на свидания и дарить подарки. Не самая важная часть игры, но заметная и знаковая.
Красота и условности
Если в Like a Dragon я играл на старой Xbox One, сталкиваясь с «лесенками» и «мылом», то Lost Judgment на Series X в 4K HDR выглядит очень симпатично. Городской пейзаж радует глаз, модели и анимации персонажей стали лучше, чем в Like a Dragon, а их лица вообще заслуживают отдельных дифирамбов и выглядят просто как живые. Трассировку лучей, к сожалению, не завезли, но все вполне достойно смотрится и без нее, причем работает стабильно и без просадок. Время загрузок с SSD новой консоли не превышает нескольких секунд.
Из недостатков можно назвать лишь небольшие технические условности вроде появляющегося ниоткуда и в никуда же исчезающего при малейшем столкновении скейтборда, невидимых стен и других подобных моментов. Но подобное было в серии всегда. Гораздо лучше и живее, чем в Like a Dragon, стали выглядеть одежда и волосы персонажей, пусть до динамики какой-нибудь Control им по-прежнему далеко.
Управление сделано в целом неплохо, хотя некоторые моменты достаточно спорные – например, перейти в горячке боя со стика на крестовину, чтобы сменить стиль или выпить напиток восстановления здоровья, не вполне удобно. Но в то же время в нижнем правом углу экрана всегда присутствует подсказка с основными моментами управления в текущем режиме. За это хочется сказать отдельное «спасибо».
Саундтрек традиционно для японских игр проработан очень качественно. Музыка приятная и всегда в тему. Но традиционно же не обошлось без резких «аркадных» звуков при разных игровых событиях – например, когда персонаж что-то находит или замечает. Все диалоги полностью озвучены на японском и английском языках, а вот русской локализации, к сожалению, нет. Для тех, кто не знает английского (или японского) это серьезная проблема – текста в игре много, и расследовать дела без его понимания не представляется возможным. Надеемся, что со временем Lost Judgment повторит судьбу Like a Dragon и получит русские субтитры.
Вердикт
Как сиквел и как представитель своей серии Lost Judgment практически идеальна. Прекрасная новая история в знакомом сеттинге развивает идеи предшественниц скорее эволюционно, чем революционно. Здесь есть все, за что фанаты так любят еще ту, старую «Якудзу»: сюжет, персонажи, яркая боевка на основе единоборств, море активностей и погружение в японскую культуру.
То, из-за чего игра может не понравиться, даже сложно назвать недостатками – это скорее особенности, характерные для всей серии в целом и известные заранее: линейность, изобилие кат-сцен и полное отсутствие вариативности прохождения. Но мы же пересматриваем хорошие фильмы, правда?