- Разработчик: Callback
- Издатель: Crytivo
- Дата выхода: 6 апреля 2023 года
Знаете ироничные российские поделки, куда авторы запихнули как можно больше мемов и отсылок на наш быт забавы ради? По описанию Кужлевка кажется одной из них, но это ошибочное мнение, о котором забываешь спустя первые полчаса прохождения.
1992 год. Обычный вечер для главного героя, председателя колхоза Валерия Михайловича Потихонченкова – после традиционной бутылки водки он посмотрел очередной сон о своем болезненном прошлом и вновь обнаружил себя, прикованном к инвалидной коляске. Но этому вечеру суждено оказаться судьбоносным – внезапно в его дом врезается инопланетная тарелка.
Первыми на шум сбежались товарищи председателя – милицейский Степа, алкоголик Клим и Вася, которого дерзают мысли о драматичном прошлом нашей страны. С друзьями мы выясняем, что тарелка эта необычная – зеленых человечков внутри нет, вместо этого космический объект может исполнить любое желание человека, но только одно.
Новость привлекла всех жителей деревни, а чуть позже людей с других городов и стран, и даже более влиятельных персон, типа президентов России и США. Так и начинается история Кужлевки.
Кужлевку сложно отнести к какому-то жанру – тут есть немного от головоломки, немного от симулятора ходьбы, но большую часть игрового времени мы будем наблюдать за событиями и принимать решения. Заранее стоит сказать, что история в игре нелинейная, многочисленные развилки, важность которых действительно чувствуешь, приведут к одной из 7 концовок.
Поначалу игра кажется своеобразной интерпретацией идеи Papers, Please! Мы сидим за столом, принимаем гостей и решаем, кому помочь в исполнении желаний, а кому отказать. Просьбы самые разные – священник захочет избавиться от темного прошлого, бабуля пожелает излечить больную козу, а Клим с собутыльниками попросит несметных богатств. Не все желания будут такими безобидными, Кужлевка частенько заставляет задуматься о человеческой натуре.
Главный герой является связующим звеном между гостями и инопланетянами, так как последние встроили модуль передачи сообщений в его телевизор. Мало выслушать деревенских – еще нужно в телевизоре составить сообщение из трех слов так, чтобы на той стороне его правильно поняли. Иначе желания могут исказиться, что приведет и к смешным, и к печальным ситуациям.
Вообще механика глубже, чем я описал – у сообщений есть параметры типа «шанс успеха», «крит» и «новые слова», и с помощью проектного треугольника их можно регулировать. Но я мало того, что не понял их назначение, так и в итоге не пользовался регулировкой. Всю игру прошел, так и не притронувшись к треугольнику, и это ни на что не повлияло, поскольку почти все сообщения прошли успешно.
Но это не Papers, Please! Тут нет менеджмента ресурсов и морального послания, да и выслушивание желаний – это лишь часть сюжетного акта, которой разбавляют более важные блуждания Валерия по снам и разговоры с принятием решений.
Во снах Михалыч не скован инвалидной коляской и может свободно передвигаться. В этих эпизодах мы не только узнаем о трагичном прошлом героя, связанном с Советско-японской войной, но и погружаемся в философские размышления вместе с загадочным путеводителем. Сны рисуют яркие картины, и местами они покажутся абсурдными – но только если не вчитываться в диалоги.
Постепенно, через посиделки с друзьями и сновидения мы проникаемся атмосферой русской деревушки, которая застала начало перемен в нашей стране. В героях и посетителях собрано множество архетипов той эпохи – есть и простачки-алкаши, желающие разбогатеть, и политики с корыстными желаниями, и пенсионеры, отжившие свой век.
Благодаря русской озвучке и тому факту, что за разработкой стоят российские разработчики, лексика общения получилась подобающей – с шутками, деревенским акцентом и легкой наивностью по поводу свалившегося с неба чуда. Кстати, к озвучке были привлечены известные голоса – один из героев получил голос Геральта из Ривии из The Witcher 3: Wild Hunt.
Возможно, современный игрок не сможет понять весь колорит недавнего прошлого, но тут разработчики поступили умно и интегрировали мемы и отсылки к настоящим событиям. Нет, мемы не встречаются на каждом слове – они ненавязчивые, поэтому подмечать их одно удовольствие.
Есть в игре головоломки, но редкие – всего я насчитал три, причем они довольно классические, типа пятнашек и пазлов. Надолго они не задержат, но немного разбавляют геймплей.
С каждым актом, которых здесь 12, сюжет в Кужлевке становится все глубже и глубже – персонажи раскрываются, их философскими и тревожными размышлениями по поводу прошлого и будущего невольно заражаешься, и принимать решения становится непросто. Я нарочито не раскрываю сюжетных подробностей, поверьте, у каждого будет свое мнение.
В итоге на одно прохождение у меня ушло 5 часов. От того, какие решения мы принимали, зависит количество открытых концовок – и уже нам, на основе своих размышлений о происходящем, придется совершить финальный выбор. Приятно, что отдельные сцены можно переиграть, причем по каждому акту есть древо развилок – любители изучить сюжет до дыр будут довольны.
Что касается технической части, то у Кужлевки, на удивление, с ней проблем нет – багов и критических ошибок отмечено не было, а смазанная мультяшная графика получилась приятной. Ну и музыка – тихая, успокаивающая, душевная.
Кужлевка не станет игрой года – она специфична, и вряд ли вызовет массовый интерес. Но это определенно уникальный проект, которым должен гордиться отечественный геймдев. Вместо глупой мемной мешанины мы получили глубокую философскую историю с душой и ненавязчивым юмором. Остается надеяться, что ребята из Callback на этом не остановятся.