Даже когда инженеры и промышленные дизайнеры нашли способ визуализировать информацию на компьютерных экранах, потребовались годы или даже десятилетия, прежде чем пользователи смогли прикоснуться к по-настоящему визуальному опыту.
Ранние годы
Самые ранние компьютеры выглядели как большие шкафы, заполняющие целое помещение, и минимальными возможностями для вывода информации, а в основе первых дисплеев лежала технология электронно-лучевой трубки.
Впервые подобное устройство было представлено 1948 году — эта разработка ученых Манчестерского университета Фредерика Уильямса, Тома Килберна и Джеффа Тутилла, которая носила название Манчестерская малая экспериментальная машина (Manchester Small-Scale Experimental Machine, SSEM) или просто Baby («младенец»). На прообраз монитора в SSEM выводилась информация, содержавшаяся в двух других электронно-лучевых трубках.
В 1960-x мониторы уже производились серийно, ими оснащались практически все ЭВМ. Как правило, у таких дисплеев были собственные вычислительные ресурсы, чтобы разгрузить центральный процессор основного компьютера, поэтому устройства назывались дисплейными станциями.
Первая коммерческая дисплейная станция, IBM 2250, была разработана в 1964 году и использовалась в ЭВМ серии System/360. Она имела дисплей размером 12х12 дюймов с разрешением 1024х1024 точки и частоту обновления экрана 40 Гц. Символы, отображаемые на экране, состояли из отдельных отрезков и были максимально упрощены для увеличения производительности.
Несмотря на то, что в 1970-х цветные телевизоры уже были во многих домах, ЭЛТ-мониторы все еще были монохромными. К концу 1970-х – началу 1980-х годов телевизоры, в сочетании со специальными ПО и оборудованием, стали использоваться в качестве компьютерных дисплеев. Их разрешение было низким, а цветопередача — ограниченной, но технология все равно считалась инновацией.
Расцвет потребительских ПК
Массовый рынок ПК в середине-конце 1980-х стал развиваться всё стремительнее, и пользователи смогли покупать для своих рабочих станций специализированные мониторы. Тогда это были проприетарные устройства, совместимые только с определенными компьютерами при определенных настройках, о мультиплатформенности речи не шло.
Технология Multisync разрушила этот барьер, проложив путь для настольных дисплеев, не привязанных к определенным брендам и моделям компьютеров. Такие дисплеи могли работать при разных разрешениях и частоте обновления, а также сочетаться с разными системными блоками.
Начало эры LED
Только в конце 1990-х и начале 2000-х годов технология «жидкие кристаллы» стала достаточно развитой для того, чтобы на ее основе создавались не только простые дисплеи для калькуляторов и других небольших гаджетов, но и полноценные настольные мониторы.
LСD-дисплеи были намного легче и компактнее своих предшественников, потребляли меньше энергии и освобождали пространство на столах. В дальнейшем люминисцентную подсветку заменили светодиоды, что еще больше снизило вес и энергопотребление устройств, которые стали называться LED-дисплеями.
Сегодня ЖК-дисплеи лидируют на рынке ПК-мониторов, и с каждым годом они становятся все совершеннее, во многом благодаря технологии QLED, «квантовых точек». Такие мониторы обладают улучшенной цветопередачей, отображая глубокие темные тона и подчеркивая все детали даже в самых светлых сценах. Кроме того, они совершенно не подвержены выгоранию, что уже успели подтвердить независимые эксперты.
Теперь качественный дисплей превратился в признак статуса: его выбирают не только дизайнеры и люди творческих профессий, но и все, кто хочет использовать свой компьютер по максимуму.
Знак настоящего геймера
В первую очередь это относится к геймерам — тем более, что они, как мы знаем, зачастую не ограничиваются одним монитором.
В числе новейших трендов этой сферы — изогнутые игровые дисплеи, которые обеспечивают максимально удобный обзор и позволяют полностью погрузиться в происходящее на экране. Яркий пример таких устройств — футуристические мониторы Samsung Odyssey, которые компания Samsung Electronics недавно представила в своем шоуруме.
В линейку входят модели G9 (экран 49 дюймов) и G7 (экран 32 и 27 дюймов) с рекордно высокой изогнутостью (радиус изгиба 1000 мм/1000R) и технологией QLED. Экраны на квантовых точках обеспечивают точное воспроизведение цветов в широком диапазоне значений при любом освещении. Благодаря низкому времени отклика в 1 мс (MPRT), частоте обновления 240 Гц, а также технологии RapidCurve, обеспечивается полное погружение в контент. Все устройства линейки поддерживают NVIDIA G-SYNC (G-SYNC Compatible) и Adaptive Sync на DP1.4.
Закономерно, что спрос на игровые мониторы, особенно на модели, в которых реализованы новейшие технологии, стремительно растет. По данным независимого мониторинга розничных продаж GfK, в сентябре 2020 года в России продано более 28 тысяч игровых мониторов с частотой ≥ 120 Гц. Средняя цена такого устройства составила 20 984 рубля. Наибольшим спросом пользовались 24-дюймовые устройства с разрешением Full HD (44,8% продаж в штуках и 34,2% в деньгах).
Согласно аналитикам GfK, за год сегмент игровых мониторов с частотой ≥ 120 Гц продемонстрировал впечатляющие темпы роста продаж: в сентябре 2020 года было продано на 110% больше мониторов, чем в сентябре 2019 года, а в денежном выражении продажи увеличились 89%.