Скотт Брейден Коутон не только талантливый инди-разработчик, но еще и писатель с богатым на ужасные истории воображением. В команде с несколькими соавторами, Скотт выпустил целую серию книг, посвященных серии Five Nights at Freddy’s. Книг, способных ощутимо расширить наше с вами представление о том, как Коутон видит вселенную «ФНАФ».
Во всех сюжетах вселенной Five Nights at Freddy’s нас преследуют аниматронные куклы, у кого-то вызывающие смех из-за несуразного облика, а у кого-то приступы инстинктивного страха перед объектами, которые не являются по сути живыми, но их внешний вид или их «действия» несут намеки на угрозу.
Так взрослые незаметно избавляются от садовых гномов, когда обнаруживают, что на утро фигурки стоят не там, где их расставили вчера, а бессонные дети по ночам скрываются под одеялами от слишком пристальных взглядов игрушек.
В первой четверке игр по «ФНАФ» вы никогда не видите, как движутся аниматроники, и все-таки они движутся, пока на них не смотришь. Этакая хоррор-версия «Тише едешь – дальше будешь», где единственный участник, который может выбыть – это ее ведущий.
С книгами все обстоит иначе: протагонисты – сплошь подростки, а каждый аниматроник обладает разумом, уникальным мотивом и «подходом к ребенку». Серия «Ужасы Фасбера» насчитывает уже двенадцать томов, но не все из них пока русифицированы. В каждом томе – по несколько самостоятельных рассказов и фрагмент детективной истории Скотта Ларсена, протянутой через всю серию и частично их объединяющей.
В моем распоряжении оказались первые две книги серии, локализованные и выпущенные российским издательством «Эксмо». Твердый переплет с красочной обложкой, неплохая в целом бумага, крупный, хорошо читаемый шрифт, отличное качество перевода без опечаток и ошибок. К оформлению вопросов не возникает, что до содержания – рассказываю.
«В Бассейн!»
Мы попадаем в безжизненный Вестбрук, где закрылись почти все магазины и развлекательные центры, а местные распродали недвижимость и перебрались в другие города, как и семья лучшего друга Освальда – пятиклассника и протагониста рассказа. Отец мальчика лишился должности на заводе, его мама работает на нескольких сменах в больнице и почти не бывает дома. Семье недостает средств, а ребенку – общения.
Наступили летние каникулы, но планов у Освальда нет – не с кем наперегонки гонять на старую свалку, играть в настолки и ходить купаться на озеро. Чтобы хоть как-то себя занять, мальчик коротает время в библиотеке и в древней пиццерии Джеффа – крайне непопулярном месте со «старым танцполом, где никто не танцует, сценой, где никто не выступает и большим бассейном с пыльными шариками, в который нельзя заходить».
Освальд проводит дни в компании неопрятного Джеффа, куска самой дешевой пиццы с газировкой и какой-нибудь книги. Однажды мальчик ссорится с отцом, и чтобы ему отомстить прячется в бассейне с шариками, где обнаруживает своеобразную «дверь в прошлое». Какое-то время Освальд даже радуется удивительному открытию, во всяком случае до тех пор, пока нечто не выбирается из бассейна в его мир…
Чтобы конфликт в душе мальчика не остался незамеченным, автор досконально раскрывает его характер, из-за чего 10-летний ребенок получился каким-то слишком уж рассудительным и рационально мыслящим. Меж тем, антураж умирающего городка передан очень искренне, словно автор не понаслышке знаком с темой.
Несмотря на то, что читается рассказ легко, слог лаконичен и прост для восприятия, диалоги здесь очень слабые, юмор – откровенно неуместный, а элементов хоррора почти нет. Напугает эта история разве что очень впечатлительного подростка, сильно привязанного к родителям, зато мораль лежит на поверхности.
«Быть красивой»
Сара – нескладная школьница, недовольная своей фигурой, лицом и мышиными волосами. Девочка собирает фотографии моделей, завидует их уверенности в себе и их чувству стиля, а мать проблемы ребенка старательно игнорирует, и даже наоборот – дразнит дочь вредной едой, когда та пытается сесть на диету, и запрещает пользоваться косметикой.
В школе Сара безответно влюблена в заносчивого красавчика и волком смотрит на местных черлидерш, сидя за обеденным столиком для «лузеров» с единственной подругой.
В один из особенно неудачных дней Сара находит выброшенную куклу с осиной талией, подвижными конечностями на шарнирах и большими зелеными глазами, и забирает ее домой.
Элеанор оказывается аниматронным роботом. В благодарность за спасение она обещает, что каждый день девочка будет становиться немного красивее. Сара встречает перемены с роскошной улыбкой, ее жизнь, наконец, наполняется выстраданным счастьем, но кукла, застывшая в темном углу комнаты, почему-то начинает девочку пугать…
Стиль повествования изменился, появилось ощутимо больше удачных метафор и ярких сцен, попалась даже парочка действительно забавных шуток. Понравились и диалоги, местами несколько раздутые, но более осмысленные, хорошо раскрывающие характеры персонажей, а также современные стереотипы и предрассудки, основанные на внешнем виде.
«На сто ладов»
Миллисент – 14-летняя девочка-гот, из тех, что гоняют с черной подводкой для глаз и в черной одежде, носят траурные украшения и используют светлый тональник, чтобы кожа казалась совсем бледной. Родители у подростка, что называется, «летящие» — предпочитают путешествовать, нежели заниматься воспитанием.
И когда они в очередной раз уезжают в поисках себя, девочка отправляется жить к чудаковатому дедушке, в его старый викторианский особняк, заполненный разномастными коллекциями всего подряд: бейсбольными битами, фарфоровыми куклами, сувенирными табличками с названиями штатов и так далее.
Меланхоличная девушка упивается мыслью, что жизнь – ее проклятье. Она читает стихи о загробном мире, слушает тяжелый рок и романтизирует смерть, которая представляется ей прекрасным, мрачным юношей в черном плаще.
По стечению обстоятельств однажды Милли обнаруживает себя запертой внутри аниматронного робота, и ожившая кукла предлагает испуганной девушке выбрать долгожданное избавление. Как и сама героиня, робот прекрасно знает, что Миллисент никогда не задумывалась о смерти всерьез…
Произведение написано неплохо. Здесь много коротких, но очень метких описаний в духе Кинга. Опять же, правильно подобраны метафоры. Мне понравилось, как автор продемонстрировал мироощущение девушки и выставил напоказ ее любовь к самоистязанию.
Меж тем, аниматроник получился слишком живым, да еще и моралистом. Он постоянно читает Милли нотации, корит ее за эгоцентризм и травит несмешные черные шутки, точно спятивший клоун-убийца. Концовка замечательная — она внезапно врывается и накрывает занавесом рассказ, оставляя вопросы, ответы на которые не так уж и важны.
«Хватайка»
14-летний герой «Хватайки» Грэг в компании друзей пробрался в заброшенную пиццерию Фредди Фазбера. За окном бушует гроза, штормовой ветер стучится в заколоченные окна, а на подстанции произошла авария, из-за которой весь портовый городок поглотила мятежная вечерняя тьма. Подросткам так даже веселее – у них фонарики и жажда приключений.
Пиццерия закрыта давно, никто уже не помнит из-за чего, но почему-то здание не сносят. И если снаружи отделка давно выцвела, а вывеска проржавела и отвалилась, то внутри закусочная выглядит так, словно ее совсем недавно покинули, правда в спешке – на столах остались приборы, мебель и посуда не тронуты.
Среди брошенных игрушек под табличкой «Главный приз» дети находят его – острые уши с торчащими наружу проводами, желтые глаза и собачий жетон с именем «Хватайка». К уродливому аниматронному псу с огромной треугольной головой, страшной пастью и залысинами на шерсти, из которых выглядывает металл корпуса, прилагалась инструкция, из которой становилось ясно, что этот робот – нечто вроде современного голосового помощника, который синхронизируется со смартфоном и помогает пользователю с поиском информации.
Несмотря на то, что роботу, очевидно, десятки лет, и создан он был еще до того, как смартфоны стали неотъемлемым атрибутом человека, Грэг попытался протестировать игрушку. После включения она зарычала, ощерила зубы, а потом замерла, как умеют замирать только куклы. Разочарованные мальчишки покинули пиццерию, а на утро Грэг обнаружил в смартфоне первое сообщение от «Хватайки»…
Заметно, что рассказ написан с большим мастерством. В отличие от предыдущих историй, эта пестрит деталями, которые деликатно создают живые образы в голове у читателя, а дети ведут себя как дети, пусть и очень сообразительные.
Так, в начале произведения Грэг подмечает, что заброшенное здание пиццерии – вообще-то привлекательное место для шпаны, но внутри нет ни мусора, ни разбитых бутылок, ни граффити, будто до них никто сюда никогда не залезал, и мы сразу же видим застывшую во времени закусочную, которую было бы не отличить от закрытой на ночь, если бы не толстый слой пыли. Странное место, которое по какой-то причине избегает всякая живая тварь.
Мне очень понравилась история, в ней хватает пугающих, просто интересных и даже познавательных подробностей. Зловещий пес-ассистент, который сначала наблюдает за тобой через смартфон, а потом все чаще вмешивается в твою повседневность, обнаруживает свое присутствие в каких-то бытовых эпизодах – великолепная идея. Ее можно было бы раздуть до целой книги или даже воплотить в игре, если бы Коутон не покинул индустрию.
«Одинокий Фредди»
Протагонист этого рассказа – 15-летний юноша Алек, в уме которого с раннего детства укоренилась мысль, что он – плохой мальчик. Алек сторонится сверстников и вообще людей не любит, чувствует, что родители постоянно им недовольны, за что расплачивается той же монетой. И еще Алек ревнует к младшей сестре Хейзел, которая напротив – их любимица и пример для подражания.
Родители водят Алека к врачам и психологам, читают популярную литературу по воспитанию трудных подростков, они буквально помешались на идее, что их мальчик ненормален, и ищут все новые и новые способы его укротить.
И хотя отношения между братом и сестрой никогда не складывались, однажды она предлагает совместно проучить родителей, поменявшись местами до её дня рождения, которое пройдёт в пиццерии Фазбера.
Там то Алек и встречает злополучного одинокого Фредди – особого аниматроника, созданного для детей, с которыми никто не хочет играть. Парень еще не знает, что ему достался бракованный мишка. Зловещий механизм предлагает Алеку «стать лучшими друзьями», и мальчик не может противиться его зову…
«Одинокий Фредди» — самый эмоциональный из всех шести рассказов, представленных в первых двух книгах. Он мастерски сплетен, в нем очень много психологии, но очень мало самого Фазбера и, собственно, хоррора. Тем не менее, это красочный, поучительный, забавный и вместе с тем грустный рассказ.
«Нет в наличии»
Заключительная история второго тома «Ужасов Фазбера» рассказывает про 12-летнего Оскара. Мальчик живет в бедной семье, у него нет смартфона, на его обуви никогда не бывает брендовых логотипов, а мать по утрам читает газеты, потому что интернет – роскошь.
Подобно сверстникам, Оскар фанатеет от игрушек из линейки Фазбера, и очень хочет раздобыть Плюштрапа-Охотника – аниматронного кролика, размером с младенца, который бегает со скоростью настоящего кролика и умеет грызть предметы.
С большим трудом и не совсем легально мальчику с друзьями удаётся заполучить заветную игрушку, невзирая на заверения сотрудников магазина, что она неисправна. Уже дома подростки обнаруживают, что с кроликом действительно что-то не так: его мягкие глаза и пожелтевшие зубы совсем не такие, как у других Плюштрапов – они похожи на человеческие.
На коробке значилось: «Ходит в темноте! Замирает при свете!» и однажды вечером, когда из-за грозы свет отключался во всём районе, Оскару удалось включить игрушку, но об этом дети узнают, когда услышат, как в темноте кто-то остервенело грызет ручку двери…
В последнем рассказе много ностальгии по подростковой жизни и крепкой мальчишеской дружбы. С одной стороны, тут встречаются целые страницы с совершенно ненужными, не несущими смысловой нагрузки описаниями, с другой – есть несколько эпизодов настолько пугающих, что от воспоминаний до сих пор бегают мурашки. Может быть, это не самый крепкий из первых шести рассказов, но определенно самый жуткий.
Заключение
У меня сложилось стойкое впечатление, что аниматроники Фазбера подобны злым джинам, которые извращают желания детей и стремятся наказать их без права на реабилитацию.
Так, Освальду досталась желтая жуть вместо «плохого» отца, Миллисент осознала, что смерть – это не так романтично, самопровозглашенный изгой Алек понял, что такое одиночество на самом деле, а зациклившаяся на своей внешности Сара получила жестокий урок о жизненных ценностях.
Так что детки (большие и малые), стремления и желания – это все здорово, но и ценить то, что имеешь, нужно уметь. В противном случае, однажды к вам придет уродливый кролик с человеческими зубами и отгрызет вам ногу, а затем сожрет всех ваших друзей и семью. Замечательная серия, рекомендуем!
Обзоры на следующие книги этой серии будут?
Не исключено