- Разработчик: Paradox Development Studio
- Издатель: Paradox Interactive
- Дата выхода: 9 мая 2016 года
С чего все началось
До рождения Stellaris жанр космической гранд-стратегии пребывал в многолетней стагнации. Не то чтобы играть было совсем не во что, просто проекты, выходившие в разные отрезки времени, не так далеко ушли от бессмертной классики Master of Orion.
Distant Worlds: Universe, серия Galactic Civilizations (недавно пополнилась четвертой частью), дилогия Endless Space безусловно хороши и уникальны, но все они созданы по лекалам симуляторов старого образца, тогда как Stellaris стала космической 4X-стратегией следующего поколения, новым, по сей день непревзойденным стандартом.
Stellaris отличает очень многое: от стилистически выверенного дизайна интерфейсов и артов, иммерсивного музыкального сопровождения от Андреаса Вальдетофта, до великолепной детализации космических тел, станций и кораблей (вы можете приблизить камеру и подробно рассмотреть любой объект в игре), а также обилия возможностей по индивидуализации рас.
Игрок свободен не только настроить образ подопечной фракции, выбрать им герб и название, но продумать их родной мир и предысторию, определить внешний вид городов и кораблей, выбрать политические системы и принципы, назначить лидера.
Благодаря широкому набору инструментов, пользователь может отыгрывать за расу разумных грибов-захватчиков или фанатично авторитарных рептилоидов с галактических окраин, религиозных гуманоидных птиц ксенофилов или расу разумных машин экстерминаторов – новые формы жизни дополняют вселенную игры ежегодно.
В Stellaris реализовано все, к чему привыкли завсегдатаи глобальных космических стратегий, но немного по-своему. Например, дипломатические отношения в игре начинаются с первого контакта и изучения незнакомых видов при помощи научных институтов.
Одни расы развиты и активно осваивают галактику, другие обитают на поверхностях планет. С цивилизациями можно вступать в союзы, создавать коалиции, вести торговлю и обмениваться знаниями, воевать и даже полностью искоренять виды, если это предусмотрено стратегией вашей фракции.
Битвы в Stellaris протекают в режиме реального времени, из-за чего грандиозные стычки больших флотилий, оснащенных разнокалиберными орудиями, зачастую выглядят не менее впечатляюще, чем сражения, скажем, в Homeworld.
Военное противостояние не стоит во главе угла, но вполне возможно из-за оспаривания территорий между крупными империями, охоты за артефактами или каких-нибудь народных восстаний. Даже если вы очень дружелюбны, спроектировать для охраны несколько военных судов будет не лишним, поскольку никто не застрахован от пиратов, вторжения ИИ или захватчиков из дальних уголков космоса.
Размеренный ритм Stellaris позволяет неспешно заниматься экспансией и исследовать системы, управлять экономикой колоний, строить станции и добывать ресурсы, а также проводить изыскания в областях физики, социологии и инженерии – технологическое древо всегда уникально и расширяется за счет обнаруженных вами артефактов, новых фракций и случайных событий.
По вполне понятным причинам, Stellaris заслужила особый почет у любителей мультиплеера. Правда, на ранних этапах развития игра больше походила на подающую огромные надежды, но явно незаконченную песочницу, которую Paradox до сих пор наполняют в привычной для студии манере – подобно Surviving Mars или Europa Universalis, Stellaris из года в год получает разнообразные контентные DLC.
Как игра развивалась
В 2016 году для Stellaris вышло два дополнения: Plantoids Species Pack и Leviathans Story Pack. Первое добавило в стратегию новый фенотип – разумные растения с растительными кораблями, со временем научившиеся преобразовывать планеты в цветущие оазисы и размножаться почкованием.
Leviathans Story Pack же разнообразило сюжет историями о предтечах и неигровой расой моллюскообразных Хранителей – могущественных стражей систем. Кроме того, в игре появились первые анклавы – независимые объединения торговцев и исследователей, разбросанные по космосу.
Главным событием сюжетного DLC стал конфликт между угасшими империями, который набирает чудовищный размах ближе к исходу кампании. Игрок может ограничиться исследованием артефактов старины и поиском родной планеты древних, а может поучаствовать в чужой войне, выступив за одну из сторон.
В 2017 году Stellaris получила целых три дополнения, первым из которых стала апрельская Utopia, позволившая игрокам принимать традиции и пути, определяющие новые векторы развития империй: фракции научились жить в гармонии с собой, стремиться к технологическому превосходству и научным открытиям, смешивать синтетику с органикой для создания кибернетических форм жизни.
Примитивные расы стали подвержены идеологической обработке, а развитые получили новую форму правления и несколько гражданских моделей, в числе которых технологически подкованные механисты и синкретисты с мирными, но глупыми рабами.
Наконец, Utopia подарила игрокам возможность строить собственные мегасооружения (функциональные чудеса света), такие как миры-кольца, исполинские обитаемые станции, разведывательные и научные центры, и даже сферы Дайсона вокруг звезд, увеличивающие приток энергокредитов.
В сентябре 2017 года Paradox объявили восстание машин, выпустив Synthetic Dawn Story Pack с новым типом роботизированных цивилизаций.
Спустя три месяца вышло еще одно DLC Humanoids Species Pack, как вы могли догадаться из названия, расширяющее настройки человеческой расы: новые модели кораблей, портреты, гражданские модели (гедонисты и изобретатели). В версии Stellaris 3.1 это дополнение получило еще несколько нововведений.
В 2018 году франшиза получила уже два масштабных расширения. Выходу первого крупного DLC Apocalypse сопутствовал патч 2.0, в котором радикальным образом изменили ряд базовых механик игры. Сам же Apocalypse принес в Stellaris звездных мародеров, грандиозные флагманские суда и сверхмощный уничтожитель миров «Колосс».
Дополнение MegaCorp позволило игрокам взять под покровительство не только расы, но и мега-корпорации со своими уникальными культурами, рынками рабочей силы и футуристическими планетами-мегаполисами.
Весной того же года Paradox традиционно выпустили тематическое дополнение Distant Stars Story Pack с обилием новых историй, невиданных космических существ, аномалий и событий, а в сентябре добавили еще больше сюжетов, из-за чего игра стала значительно более пестрой, непредсказуемой и разнообразной.
В 2019 году студия бросила все силы на адаптацию франшизы для других платформ, в результате чего появилась долгожданная Stellaris: Console Edition, распространявшаяся также в Deluxe-издании с Plantoids Species Pack, Leviathans Story Pack и Utopia в комплекте.
Выпущенный в июне Ancient Relics Story Pack добавил игрокам возможность находить реликтовые миры и проводить там археологические изыскания с целью изучения технологий сгинувших цивилизаций, а расширение Lithoids Species Pack подарило Stellaris империю Литоидов – разумных каменных существ.
В 2020 году свет увидело самое политизированное DLC Stellaris: Federations с расширенной системой федераций и углубленной моделью дипломатии, а также новой механикой галактического сообщества с сенатом, который может голосовать за резолюции, накладывать санкции и продвигать общегалактические цели.
А в 2021 году вышло DLC Nemesis, где наконец появился шпионаж, тайные спецоперации, контрразведка и диверсии, и вместе с этим ещё один вектор развития событий, позволивший империи игрока самой превратиться в кризис для галактики.
В промежутках между крупными апдейтами традиционно выпускались фракционные DLC: ближе к концу 2020 года – Necroids Species Pack с новым видом разумной нежити, в ноябре 2021 – атмосферный Aquatics Species Pack с потрясающими гидроцентричными расами, которые обитают в океанических мирах.
Что с игрой сейчас
Настал 2022 год, и Paradox продолжают совершенствовать франшизу. В конце февраля они выпускают бесплатное обновление «Либра», которое делает ИИ разумнее, в частности, учит управлять биотрофеями, выбирать технологии и менять специализации планет.
Расширяется функционал единства (на принятия планетарных решений, переселение колоний и взаимодействие со внутренними фракциями теперь расходуется единство вместо влияния), серьезно улучшается оптимизация Stellaris, а обладатели DLC Megacorp и Necroids получают новую гражданскую модель «постоянная занятость», которая позволяет им строить центры посмертной занятости и реанимировать Левиафанов.
12 мая выходит еще одно бесплатное обновление «Цефей», которое привносит в игру события-инциденты, новые параметры для автоматизации контроля над секторами и планетами, переработанную модель нехватки ресурсов с постепенно накапливающимися штрафами и последующим банкротством фракции, а также обновленную систему подчинения.
Последнее изменение приурочено к новому масштабному DLC Overlord, выход которого также состоялся 12 мая. Дополнение принесло сразу несколько интересных нововведений, главным из которых стал продвинутый вассалитет.
Лидеры фракций получили расширенные возможности для подчинения соседей, контроля над близлежащими системами и целыми цивилизациями. С вассалами теперь заключаются индивидуальные договоры и назначаются роли, в рамках которых они помогают развивать военную мощь империи, улучшать ее научный потенциал и расширять снабжение. Вассалы развиваются сами и получают бонусы от избранной специализации.
Игроки могут строить собственные структуры и владения на территориях подконтрольных вассалов, обмениваться с подопечными информацией, предоставлять им флоты, финансировать или самостоятельно отыгрывать одного из вассалов, развиваясь под крылом могущественного сюзерена.
В Overlord появилось три новых мегасооружения, при чем со сниженными требованиями к технологическому уровню, чтобы их можно было строить как можно раньше. Орбитальные кольца – новая разновидность масштабных станций, квантовые катапульты позволят буквально швырять корабли по галактике точно снаряды, а при помощи гиперретрансляторов игрок сможет создать собственную сеть межсистемных коридоров.
Кроме того, в игре появились три новых анклава: мистические проповедники Идущие-сквозь-покров, которые позволят разжиться новыми событиями; утилизаторы способные переплавлять корабли в сплавы и наоборот – собирать из сплавов суда; и наемники – самый любопытный анклав.
Эти ребята не появляются просто так, их создают сами империи, после чего любая фракция может арендовать у мерков армии и боевые флотилии, а создатель будет получать определенные проценты от их прибыли, при чем не только в энергокредитах.
На мой вкус, Overlord стал очередным свидетельством состоятельности стратегии долгосрочного развития Paradox, даже несмотря на некоторые огрехи с текстовыми полями и странные решения в части редизайна гуманоидной расы. Возможно, это не самое лучшее из DLC, выпущенных для Stellaris, но определенно одно из них.
В 2016 не было никакого почкования у растенеевидных и терраформирование у них проходило на том же уровне что и у всех других цивилизаций, это было добавлено много лет спустя. Контингенция также было задолго до выхода обновления 2017 года. Экуменополисы не дают новых сооружений, разве что районы на планете. Много фактических ошибок
Спасибо. Проверим и внесём соответствующие правки