Cubiq.ru

Обзор Shadowrun Trilogy – Самый ламповый киберпанк

Не можете определиться, что вам больше по душе – волшебные фэнтези-миры или суровая романтика киберпанка? Вселенная Shadowrun показала, что одно совсем не обязательно должно исключать другое – и возможность вернуться в этот мир или увидеть его впервые появилась и на актуальных консолях, которые получили переиздание культовой трилогии. Мы оценили, как 2054 год с эльфами и магией, созданный в середине 2010-х, смотрится в нашем 2022-м.

  • Разработчик: Hairbrained Schemes
  • Издатель: Paradox Interactive
  • Дата выхода (консоли): 21 июня 2022 года

Для тех, кто не знает – вселенная Shadowrun, ведущая свою историю от настолок признанных мэтров из FASA (они же придумали Battletech, по которой, кстати, тоже есть видеоигра от тех же разработчиков), описывает альтернативный нашей с вами реальности мир, где в 2012 году случилось так называемое Пробуждение, и на Земле XXI века вновь возродилась магия, а люди разделились на несколько рас «металюдей» – хорошо знакомых по бесчисленным фэнтези-произведениям эльфов, дварфов, троллей и орков.

Но технический прогресс тоже никуда не делся, поэтому сверхъестественные силы попали не в средневековье с рыцарями и замками, а в хорошо знакомую нам повседневность с Интернетом, корпорациями, а также экологическими и социальными проблемами, которая спустя пару десятков лет эволюционировала в хрестоматийный киберпанк. Впрочем, с точки зрения «отцов жанра» из 1980-х мы и сейчас уже в нём живем.

Обзор Shadowrun Trilogy
Ушастый эльф в истинно киберпанковской атмосфере

Именно уважение к тем самым «отцам жанра», пожалуй, стало одним из основных факторов, благодаря которым в 2013 году «выстрелила» идея Shadowrun Returns, позволив мало кому известной студии Harebrained Schemes сначала собрать необходимые средства на Kickstarter, а потом получить немало хвалебных отзывов и действительно вернуть вселенную в мир большого гейминга после 10-летнего забвения со времен SNES и Sega Genesis и не вполне удачной попытки самой FASA в 2007 году.

Вышедшая на ПК и мобильных платформах игра о «бегущем в тенях» (одноименное сеттингу наименование авантюристов всех мастей) из Сиэтла, который в ходе расследования смерти своего друга от рук серийного убийцы предотвратил призыв опасных сущностей из иного измерения, пусть и выглядела скромно даже по меркам 2013 года, но просто-таки сочилась ламповостью и отсылками к «Нейроманту», «Джонни-мнемонику» и прочей классике киберпанка. А отсутствие ресурсов на технические прелести компенсировалось детальными, интересными и качественными текстовыми описаниями на уровне подлинников Уильяма Гибсона.

Обзор Shadowrun Trilogy
Внимание к деталям — одна из фишек серии

В следующем году вышла Shadowrun Dragonfall – новая кампания с совершенно новыми героями и действием в Берлине. Впрочем, она оставалась в статусе дополнения совсем недолго – «режиссерская версия» Director’s Cut была уже автономной игрой с новым контентом, дополнительными механиками и переработанным интерфейсом.

Обзор Shadowrun Trilogy
В сборник вошел весь существующий контент

Еще через год мир увидела Shadowrun Hong Kong, которая после Америки и Европы представляла геймерам Азию – как нетрудно догадаться, действие ее происходило в Гонконге, и в главных ролях опять были совершенно новые персонажи. Hong Kong сразу вышла в автономном формате и обошла стороной мобильные платформы, зато получила еще больший мир, дополнительно доработанные механики и более глубокую проработку персонажей, а со временем и собственное дополнение – кампанию Shadows of Hong Kong, продолжающую действие основной игры.

В плане геймплея все три игры представляют собой тактические RPG с исследованием локаций в реальном времени, где мы иногда можем выполнять простые квесты «поди-принеси», и пошаговыми сражениями, причем не в новомодном стиле «два действия за ход», а с классическими очками действий.

Сеттинг, естественно, накладывает свой отпечаток. Помимо сражений в реальном мире нам придется заниматься декингом – взломом компьютерных систем, который здесь тоже реализован в виде пошаговых боев виртуальных аватаров персонажей с монстроподобными защитными программами в «матрице». Также можно усилить тело имплантами и даже заменить органы из плоти и крови на искусственные, чтобы повысить свои боевые характеристики.

Разнообразие способностей и путей прокачки, на которую здесь тратятся так называемые очки «кармы», выдаваемые за успешно выполненные задания и не привязанные к фиксированным уровням или опыту, обеспечивают тактическую глубину и вариативность прохождения. Можно заливать врага свинцом или обрушивать на него заклинания, призывать духов и демонов или использовать дроны, переть напролом или взламывать системы защиты и действовать скрытно. А можно комбинировать все вышеперечисленные методы. Причем от характеристик персонажа зависит не только тактика в бою, но и варианты ответа в диалогах.

К сожалению, ни одна из трех частей серии не выходила на консолях, и нынешний сборник, выпущенный Harebrained Studios уже «под крылом сильной компании» Paradox Interactive, призван устранить это прискорбное упущение. В его состав вошли все вышеупомянутые игры в самых полных версиях – Shadowrun Hong Kong в издании Extended Edition, включающем дополнительную кампанию – а вышла она на всех актуальных консолях текущего и предыдущего поколений, то есть Xbox One, Xbox Series S/X, PlayStation 4, PlayStation 5 и Nintendo Switch.

Обзор Shadowrun Trilogy
Коллекция в интерфейсе Xbox

В этом обзоре описана версия для Xbox Series X — кстати, сборник входит в подписку Game Pass. Значок X|S на логотипах игр (приобретенные в составе трилогии игры запускаются независимо) говорит о том, что все они оптимизированы под новое поколение консолей. В случае с Series X убедиться в этом можно практически сразу, поставив в настройках флажок 4K, который включает улучшенные текстуры. Они довольно существенно отличаются от базовых в лучшую сторону.

Обзор Shadowrun Trilogy
Залитые неоном улицы Гонконга

Помимо текстур под консоли были адаптированы камера и управление. Учитывая, что серия Shadowrun никогда не выходила на консолях, с этим были связаны некоторые опасения – как оказалось, не безосновательные. В целом подход здесь напоминает консольные версии последних Divinity – вне боя за передвижение персонажа отвечает левый стик, в бою он передвигает курсор как мышь – но из-за применения двухмерного окружения здесь нет вращения камеры, и правый стик ее просто скроллит. Реализовано всё вполне удобно, но иногда возникают проблемы в узких местах – там, где на клавиатуре и мышке спасал алгоритм поиска пути, на геймпаде персонаж может застрять и упереться, если обошел препятствие не до конца, а с виду это не всегда заметно.

Обзор Shadowrun Trilogy
Не забываем об укрытиях

Несмотря на то, что игры трилогии никак не связаны между собой в сюжетном плане, играть в них лучше именно в том порядке, в котором они выходили. Dragonfall и Hong Kong нельзя назвать сиквелами в строгом смысле этого слова, но они серьезно развивают серию в плане геймплея, новых механик, количества контента и качества его проработки.

Обзор Shadowrun Trilogy
Товарищей по команде тоже можно прокачивать

Каждая следующая часть радует еще большим размером мира, еще более увлекательной историей и еще лучше прописанными диалогами, яркими персонажами и развитием отношений с ними. Техномаг Джейк Армитидж (привет Shadowrun 1993 года) из Returns, лицо Dragonfall – троллиха-снайперша Айгер из немецкого спецназа KSK, осевший в Гонконге русский инженер Рактер из Нижнего Новгорода с дроном по имени Кощей – все они прописаны с любовью и вниманием к деталям, поэтому надолго останутся в ваших сердцах.

Обзор Shadowrun Trilogy
Простой русский парень с берегов Волги

С диалогами и уже упомянутыми текстовыми описаниями связан, пожалуй, наиболее существенный недостаток переиздания – шрифт здесь, как ни старались разработчики адаптировать игру для консолей, все же мелковат. Читать здесь приходится много – это важнейший фактор погружения в атмосферу – но на большом расстоянии разглядеть шрифт довольно тяжело, и спустя некоторое время начинают физически болеть глаза. Никакой озвучки диалогов, естественно, нет – нанимать актеров на такое количество текста в наши дни рискуют только в AAA-проектах.

Обзор Shadowrun Trilogy
И это еще не самый длинный текст

Вдобавок, хоть я и не люблю отмечать отсутствие локализации как недостаток, здесь это сделать просто придется – большие объемы и местами специфический язык (попробуйте почитать Гибсона в подлиннике) требуют неплохого знания английского. Без понимания огромных текстовых описаний полностью погрузиться в атмосферу этого мира попросту невозможно.

Обзор Shadowrun Trilogy
Неизменное подражание Гибсону

Shadowrun Trilogy ожидаемо сохранила всю ламповость оригинала. Устаревшая даже по меркам 2010-х годов графика оказала сборнику неожиданную услугу – он заведомо воспринимается как «вечное ретро» и смещает акценты на более важные моменты, а для поддержания приемлемой в 2022 году картинки оказалось достаточно небольшого обновления текстур.

Мне как фанату серии довольно тяжело сохранять объективность, но поверьте – несмотря на озвученные выше недостатки, трилогия достойна повторного прохождения. А для первого знакомства так практически обязательна – для тех, кого не пугает большое количество хорошо написанного текста. Особенно здорово формат подойдёт для портативного режима Switch, в котором, как показывает опыт, отлично играется в пошаговую тактику и близкие жанры. В 2054-м году местами получше, чем в 2077-м, если вы понимаете, о чем я.

Рейтинг читателей1 Оценка
8.4
Плюсы
вся серия со всем контентом в коллекции
интересный сюжет
самобытный сеттинг
улучшенные до разрешения 4K текстуры
вариативность прохождения
продуманная тактическая боевая система
Минусы
слишком мелкий размер шрифта
недостаточная оптимизация управления
отсутствие локализации
устаревшая графика
8.5
Monty Loveless

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Acer OMW 121
DIGMA Magic
DIGMA 10 A500S
В центре внимания