Cubiq.ru
Серия игр Splinter Cell

Серия игр Splinter Cell. «Трехглазый» шпион

Фирменные «зеленоглазые» очки и черный камуфляж, акцент на стелсе и остросюжетные истории про террористов – именно это вы вспомните, когда услышите о серии игр Splinter Cell. Пока Ubisoft не спешит возрождать франшизу, ограничиваясь лишь камео бессменного протагониста Сэма Фишера в других своих проектах, мы решили немного освежить воспоминания о каждой из шести ее частей.

Том Клэнси – человек, без которого бы не было Splinter Cell

Том Клэнси

Своим появлением Сэм Фишер обязан американскому писателю Тому Клэнси (1947-2013), который специализировался на написании произведений в жанре технотриллера, умело смешивая военную повесть, научную фантастику и шпионский триллер, прибавляя к ним капельку патриотизма и клюквы.

Из-под пера Клэнси вышло немало бестселлеров, посвященных периоду Холодной войны и событиям после нее. Многие из них получили экранизации, – например, «Охота за “Красным Октябрем”», «Джек Райан», «Игры патриотов». Но игр, выпущенных под именем Тома Клэнси и по мотивам его произведений, было еще больше. Загибайте пальцы: EndWar, ShadowBreak, Shadow Watch, Ghost Recon, H.A.W.X., Rainbow Six, The Division и, конечно же, Splinter Cell – все эти франшизы обязаны писателю своим существованием.

Tom Clancy’s Splinter Cell (2002)

Tom Clancy’s Splinter Cell

Игра Splinter Cell не стала первооткрывателем в жанре стелс-экшен – уже тогда существовали Metal Gear Solid, Thief, Tenchu, Hitman, Deus Ex, No One Lives Forever. Однако она стала его эволюцией: разработчики из Ubisoft Montreal нацелились на создание серьезного, дорогого боевика без присущих многим видеоиграм условностей и допущений.

В Splinter Cell все было предельно реалистично. Главный герой – шпион (оперативник организации «Третий эшелон», занимающейся добычей важных для национальной безопасности США данных), а значит должен действовать как можно более незаметно. Поэтому игроки ставились в жесткие рамки: небольшой запас оружия и боеприпасов, минимально дозволенное количество убийств и ограничение на число поднятых тревог.

Tom Clancy’s Splinter Cell

Все это заставляло действовать очень осторожно. К счастью, способности Фишера позволяли проявлять изобретательность. Главным союзником героя стала тень, где можно было скрываться от вездесущих охранников. Еще одним помощником стало окружение, с которым можно взаимодействовать – вывернуть лампочку, спрятаться в шкафу, зависнуть между стенами в узком коридоре (в фирменном шпагате Фишера), вскарабкаться по трубе или залезть в вентиляцию. Наконец, еще одна незаменимая вещь – большой арсенал шпионских гаджетов, к которым относились знаменитые трехглазые очки, позволяющие видеть в темноте, отмычки, оптический кабель, с помощью которого можно заглянуть под дверь, и многое другое.

Что касается сюжета, то здесь, в лучших традициях произведений Клэнси, смешались войны в постсоветских странах, хакерские атаки и террористические акты. История запомнилась забавным именем антагониста (Комбайн Николадзе) и харизмой главного героя Сэма Фишера, которого во всех частях (кроме последней) озвучил актер Майкл Айронсайд (вы можете помнить его по «Вспомнить все» и «Звездному десанту», а также по C&C 3: Tiberium Wars). Игра получила положительные отзывы и продалась достаточно хорошо, чтобы Ubisoft приступила к разработке продолжения.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow (2004)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow

Сиквел поступил на прилавки магазинов через два года, и предлагал игрокам заняться усмирением лидера индонезийской террористической группировки, строившего планы по использованию опаснейшего биологического оружия против США. Делать это предлагалось, конечно же, максимально скрытно, не поднимая тревоги – ведь шпион, действующий в одиночку в логове врага, вряд ли сможет долго продержаться в открытом бою, какими бы навыками он не обладал.

По части геймплея Pandora Tomorrow не могла похвастать существенными отличиями от первой части. Сэм научился свистом приманивать противников и открывать двери с телом врага в руках. Арсенал пополнился пистолетом с лазерным прицелом и парой новых гранат, а в списке акробатических трюков героя появилась пара новых приемов. Но в основном геймеры получили все тот же игровой процесс, что и два года назад.

И это стало бы поводом поругать проект, если бы не появление мультиплеера, которого в прошлой игре серии Splinter Cell не было. Мультиплеер здесь оказался не простым, а ассиметричным, что было в новинку для того времени. Игроки делились на две команды – шпионов и наемников: первые играли с видом от третьего лица, умели прятаться в тени и владели гаджетами, позволяющими обнаруживать врагов, вторые довольствовались видом от первого лица и обладали оружием с высокой огневой мощью, не оставлявшим шпионам шансов в открытом столкновении. Это и обеспечило игре положительную критику, хорошие продажи и грядущий триквел.

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах

Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory (2005)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory

Продолжение истории Сэма Фишера стартовало через год (здесь стоит уточнить, что все игры серии разрабатывались внутренними студиями Ubisoft поочередно, так что переработок, как в случае с, например, ранними выпусками серии Tomb Raider, где за все части отдувалась одна команда, не было). Здесь сюжет сосредоточился вокруг военного конфликта между Китаем, Северной и Южной Кореями, а также Японией. Досталось и США, а корни истории вели в прошлое – к первой части серии.

Разработчики пошли по пути не расширения, но углубления геймплея. Ограничение на три допустимых поднятия тревоги было упразднено, зато теперь с каждым новым уровнем настороженности противников те начинали вести себя более агрессивно: надевали бронежилеты, патрулировали территорию, реагировали на каждый чих. Локации стали более нелинейными, позволяя использовать альтернативные пути прохождения. Конечно же, пополнился арсенал оружия и гаджетов, а также список приемов Фишера: например, трехглазые очки получили еще один режим видения – в электромагнитном спектре.

Что касается мультиплеера, то он стал не только соревновательным, но и кооперативным: игроки могли пройти ряд совместных миссий, заточенных на командное взаимодействие. Чтобы получить наивысший рейтинг, необходимо было действовать как можно более слаженно и не допускать ошибок. Многие издания называли третью часть «венцом серии», но разработчики уже начали задумываться о смене парадигмы.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (2006)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent

И гром грянул в следующем году. Double Agent поверг игроков в шок: дневные миссии, Фишер в рядах террористов, система выборов и последствий – что вообще происходит? На самом деле ничего необычного, просто суперагент получил задание проникнуть в террористическую организацию и сорвать ее планы. При этом он, конечно же, не должен раскрыть себя, так что придется Сэму немного замарать руки, дабы завоевать доверие злодеев.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent

Со сменой сеттинга изменился и геймплей. Миссии, действие которых разворачивалось в дневное время, заставляли игроков действовать агрессивнее: раз теперь не получится скрываться в тени, то надо проявлять инициативность в устранении противников. С последним, кстати, помогло новое место работы протагониста: можно было дать себе волю и не ограничивать себя в проявлениях жестокости – Сэм ведь теперь террорист, положение обязывает.

Это интересно: Ubisoft выпустила две версии Splinter Cell: Double Agent, за которые отвечали разные студии. Первая, для PC, PS3 и Xbox 360, была разработана Ubisoft Shanghai, вторая, для PS2, Xbox, Wii и GameCube, разработана Ubisoft Montreal. Эти версии различались графикой, строением уровней, сюжетными поворотами, дизайном миссий и даже концовками.

Необходимость балансировать между работой на АНБ и преступную организацию стала весьма интересным нововведением. Игроки должны были выполнять задания обеих сторон, часто противоречащие друг другу, и не дать шкале отношений с каждой из фракций опуститься до нуля, что означало поражение в игре. Среди новых фишек также можно отметить расширение стелс-возможностей, позволяющее найти место для укрытия даже в освещенном помещении, и увеличение количества мини-игр.

Double Agent получила, преимущественно, положительную критику – журналистам и геймерам пришлась по душе возможность вжиться в роль двойного агента, так что негативные отзывы относились, в основном, к низкой производительности игры на ПК. Несмотря на успешность проекта, продолжения пришлось ждать долгих четыре года.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction (2010)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction

Разработка Conviction началась еще в 2006 году, а первый трейлер игры появился в 2007-м. Видео демонстрировало сильно изменившегося Сэма, сменившего костюм шпиона на гражданскую одежду, отпустившего длинные волосы и бороду. Сразу становилось ясно – жизнь героя пошла наперекосяк. Увы, что-то не так пошло и с разработкой проекта, в результате чего релиз переносился несколько раз, вплоть до 2010 года.

В финальной версии Фишера привели в порядок, сделав похожим на прежнего себя, но все же многое в персонаже выдавало изменения – в первую очередь, жесткий характер и грубое поведение. Сюжетная линия рассказывала о поисках убийцы дочери Сэма (об этом он узнал в Double Agent) и постепенно опутывала героя сетью интриг и шпионских игр, дискредитировавших организацию «Третий эшелон» и ставивших на кон безопасность США.

Tom Clancy’s Splinter Cell: ConvictionЧетыре года разработки Splinter Cell: Conviction не прошли напрасно: игра получила совершенно новые геймплейные фишки. Впервые в серии появилась система Mark and Execute, позволяющая отметить врагов в поле зрения, а затем убить их серией точных выстрелов. Изменениям подверглась боевая система: в перестрелках активно использовались укрытия, а ближний бой стал агрессивным и злым. Были добавлены новые возможности к системе допросов: теперь Фишер не только брал врага в болевой захват, но и мог, при желании, приложить его лицом к окружающим предметам, что делало допрашиваемого более сговорчивым. Наконец, изменился и визуальный дизайн: цели заданий проецировались на стены и другие объекты, а цвета на экране становились менее насыщенными когда протагонист находился в тени.

 

Впрочем, не всем игрокам понравились эти нововведения, равно как и упрощения по части игрового процесса и смещение акцентов со стелса на экшен – эпизодам со стрельбой были отведены целые уровни. Зато кооператив, ставший неотъемлемым элементом серии, напротив, хвалили. Одним словом, возвращение Splinter Cell получилось, хоть и не без вопросов, запоминающимся, и сообщество принялось ждать следующую игру.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist (2013)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Шестой выпуск линейки продолжил историю уже довольно постаревшего Сэма Фишера (вообще, с самой первой части франшиза с завидным постоянством вела единую сюжетную линию, не отвлекаясь на ремейки и перезапуски). На этот раз оперативник встал во главе «Четвертого эшелона», пришедшего на смену «Третьему эшелону», собрал команду из старых друзей и приступил к новому заданию – теперь Фишеру и компании необходимо остановить террористов, угрожающих ввергнуть США в хаос. А чтобы достижение целей стало более успешным, герой получил целый самолет (почти что «Нормандию»), где можно выбирать основные и дополнительные миссии, перебирать снаряжение и общаться с напарниками.

В соответствии с изменившимися требованиями к жанру, Splinter Cell: Blacklist позволяла использовать несколько стилей прохождения, за счет которых игроки могли действовать по старинке, скрытно, или же играть в стиле обычных шутеров от третьего лица, разбираясь с врагами в открытом бою. Система Mark and Execute, дебютировавшая в Conviction, получила развитие и здесь, а кооператив пополнился новыми миссиями, режимами и геймплейными механиками. Вернулся и соревновательный режим «шпионы против наемников» с ассиметричным мультиплеером.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

А вот Майкл Айронсайд куда-то пропал, уступив место Эрику Джонсону, чья работа над озвучкой получилась не такой выдающейся. Впрочем, играющим на русском языке геймерам были безразличны эти перестановки, ведь в дубляже Фишер, как и прежде, говорил голосом Валерия Сторожика.

Шестая часть серии Splinter Cell получилась очень неплохой, но после нее Ubisoft поставила франшизу на паузу, сосредоточившись на развитии Rainbow Six, Ghost Recon и The Division. С тех пор Сэм Фишер остается лишь гостевым персонажем в других линейках игр от Ubisoft – то в Ghost Recon Wildlands заглянет (в скачиваемом дополнении), то оставит записки в Far Cry New Dawn, то появится в мобильной тактике Elite Squad, собравшей в себе персонажей из различных игр под брендом Tom Clancy’s. Что касается будущего серии, то оно на данный момент (лето 2019-го) не определено: Ubisoft говорит, что пока не готова рассказывать о Splinter Cell, но отмечает, что обязательно когда-нибудь вернется к приключениям Фишера.

Купить

Неигровой Splinter Cell

Splinter Cell

После своего появления на экранах мониторов Сэм Фишер заглядывал и в другие медиа. Так, приключения шпиона продолжались в семи книгах и трех комиксах, написанных разными авторами и дополнительно раскрывающими сожеты видеоигр.

Кроме того, еще с 2005 года периодически всплывают новости о готовящейся киноадаптации вселенной. В 2012 году даже было объявлено имя актера, который вживется в роль Фишера – им должен был стать Том Харди, известный своими ролями в фильмах «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Веном». Но с тех пор о кинокартине ничего не слышно, и вряд ли ее производство сдвинется с мертвой точки, пока игровая серия остается на паузе.

ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Рекомендуем

Обзор SSD накопителя WD Blue SN550
Обзор клавиатуры Razer BlackWidow V3 Quartz – Для принцессы, которая играет
Обзор SSD накопителя Patriot P210
Обзор игрового комплекта GameSir VX2 AimSwitch

В центре внимания

Изучаем игровую клавиатуру для девушек-геймеров: Читайте наш обзор Razer BlackWidow V3 Quartz!
Holler Box
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box