Серия игр Splinter Cell. «Трехглазый» шпион

Фирменные «зеленоглазые» очки и черный камуфляж, акцент на стелсе и остросюжетные истории про террористов – именно это вы вспомните, когда услышите о серии игр Splinter Cell. Пока Ubisoft не спешит возрождать франшизу, ограничиваясь лишь камео бессменного протагониста Сэма Фишера в других своих проектах, мы решили немного освежить воспоминания о каждой из шести ее частей.

Том Клэнси – человек, без которого бы не было Splinter Cell

Своим появлением Сэм Фишер обязан американскому писателю Тому Клэнси (1947-2013), который специализировался на написании произведений в жанре технотриллера, умело смешивая военную повесть, научную фантастику и шпионский триллер, прибавляя к ним капельку патриотизма и клюквы.

Из-под пера Клэнси вышло немало бестселлеров, посвященных периоду Холодной войны и событиям после нее. Многие из них получили экранизации, – например, «Охота за “Красным Октябрем”», «Джек Райан», «Игры патриотов». Но игр, выпущенных под именем Тома Клэнси и по мотивам его произведений, было еще больше. Загибайте пальцы: EndWar, ShadowBreak, Shadow Watch, Ghost Recon, H.A.W.X., Rainbow Six, The Division и, конечно же, Splinter Cell – все эти франшизы обязаны писателю своим существованием.

Tom Clancy’s Splinter Cell (2002)

Игра Splinter Cell не стала первооткрывателем в жанре стелс-экшен – уже тогда существовали Metal Gear Solid, Thief, Tenchu, Hitman, Deus Ex, No One Lives Forever. Однако она стала его эволюцией: разработчики из Ubisoft Montreal нацелились на создание серьезного, дорогого боевика без присущих многим видеоиграм условностей и допущений.

В Splinter Cell все было предельно реалистично. Главный герой – шпион (оперативник организации «Третий эшелон», занимающейся добычей важных для национальной безопасности США данных), а значит должен действовать как можно более незаметно. Поэтому игроки ставились в жесткие рамки: небольшой запас оружия и боеприпасов, минимально дозволенное количество убийств и ограничение на число поднятых тревог.

Все это заставляло действовать очень осторожно. К счастью, способности Фишера позволяли проявлять изобретательность. Главным союзником героя стала тень, где можно было скрываться от вездесущих охранников. Еще одним помощником стало окружение, с которым можно взаимодействовать – вывернуть лампочку, спрятаться в шкафу, зависнуть между стенами в узком коридоре (в фирменном шпагате Фишера), вскарабкаться по трубе или залезть в вентиляцию. Наконец, еще одна незаменимая вещь – большой арсенал шпионских гаджетов, к которым относились знаменитые трехглазые очки, позволяющие видеть в темноте, отмычки, оптический кабель, с помощью которого можно заглянуть под дверь, и многое другое.

Что касается сюжета, то здесь, в лучших традициях произведений Клэнси, смешались войны в постсоветских странах, хакерские атаки и террористические акты. История запомнилась забавным именем антагониста (Комбайн Николадзе) и харизмой главного героя Сэма Фишера, которого во всех частях (кроме последней) озвучил актер Майкл Айронсайд (вы можете помнить его по «Вспомнить все» и «Звездному десанту», а также по C&C 3: Tiberium Wars). Игра получила положительные отзывы и продалась достаточно хорошо, чтобы Ubisoft приступила к разработке продолжения.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow (2004)

Сиквел поступил на прилавки магазинов через два года, и предлагал игрокам заняться усмирением лидера индонезийской террористической группировки, строившего планы по использованию опаснейшего биологического оружия против США. Делать это предлагалось, конечно же, максимально скрытно, не поднимая тревоги – ведь шпион, действующий в одиночку в логове врага, вряд ли сможет долго продержаться в открытом бою, какими бы навыками он не обладал.

По части геймплея Pandora Tomorrow не могла похвастать существенными отличиями от первой части. Сэм научился свистом приманивать противников и открывать двери с телом врага в руках. Арсенал пополнился пистолетом с лазерным прицелом и парой новых гранат, а в списке акробатических трюков героя появилась пара новых приемов. Но в основном геймеры получили все тот же игровой процесс, что и два года назад.

И это стало бы поводом поругать проект, если бы не появление мультиплеера, которого в прошлой игре серии Splinter Cell не было. Мультиплеер здесь оказался не простым, а ассиметричным, что было в новинку для того времени. Игроки делились на две команды – шпионов и наемников: первые играли с видом от третьего лица, умели прятаться в тени и владели гаджетами, позволяющими обнаруживать врагов, вторые довольствовались видом от первого лица и обладали оружием с высокой огневой мощью, не оставлявшим шпионам шансов в открытом столкновении. Это и обеспечило игре положительную критику, хорошие продажи и грядущий триквел.

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах

Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory (2005)

Продолжение истории Сэма Фишера стартовало через год (здесь стоит уточнить, что все игры серии разрабатывались внутренними студиями Ubisoft поочередно, так что переработок, как в случае с, например, ранними выпусками серии Tomb Raider, где за все части отдувалась одна команда, не было). Здесь сюжет сосредоточился вокруг военного конфликта между Китаем, Северной и Южной Кореями, а также Японией. Досталось и США, а корни истории вели в прошлое – к первой части серии.

Разработчики пошли по пути не расширения, но углубления геймплея. Ограничение на три допустимых поднятия тревоги было упразднено, зато теперь с каждым новым уровнем настороженности противников те начинали вести себя более агрессивно: надевали бронежилеты, патрулировали территорию, реагировали на каждый чих. Локации стали более нелинейными, позволяя использовать альтернативные пути прохождения. Конечно же, пополнился арсенал оружия и гаджетов, а также список приемов Фишера: например, трехглазые очки получили еще один режим видения – в электромагнитном спектре.

Что касается мультиплеера, то он стал не только соревновательным, но и кооперативным: игроки могли пройти ряд совместных миссий, заточенных на командное взаимодействие. Чтобы получить наивысший рейтинг, необходимо было действовать как можно более слаженно и не допускать ошибок. Многие издания называли третью часть «венцом серии», но разработчики уже начали задумываться о смене парадигмы.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (2006)

И гром грянул в следующем году. Double Agent поверг игроков в шок: дневные миссии, Фишер в рядах террористов, система выборов и последствий – что вообще происходит? На самом деле ничего необычного, просто суперагент получил задание проникнуть в террористическую организацию и сорвать ее планы. При этом он, конечно же, не должен раскрыть себя, так что придется Сэму немного замарать руки, дабы завоевать доверие злодеев.

Со сменой сеттинга изменился и геймплей. Миссии, действие которых разворачивалось в дневное время, заставляли игроков действовать агрессивнее: раз теперь не получится скрываться в тени, то надо проявлять инициативность в устранении противников. С последним, кстати, помогло новое место работы протагониста: можно было дать себе волю и не ограничивать себя в проявлениях жестокости – Сэм ведь теперь террорист, положение обязывает.

Это интересно: Ubisoft выпустила две версии Splinter Cell: Double Agent, за которые отвечали разные студии. Первая, для PC, PS3 и Xbox 360, была разработана Ubisoft Shanghai, вторая, для PS2, Xbox, Wii и GameCube, разработана Ubisoft Montreal. Эти версии различались графикой, строением уровней, сюжетными поворотами, дизайном миссий и даже концовками.

Необходимость балансировать между работой на АНБ и преступную организацию стала весьма интересным нововведением. Игроки должны были выполнять задания обеих сторон, часто противоречащие друг другу, и не дать шкале отношений с каждой из фракций опуститься до нуля, что означало поражение в игре. Среди новых фишек также можно отметить расширение стелс-возможностей, позволяющее найти место для укрытия даже в освещенном помещении, и увеличение количества мини-игр.

Double Agent получила, преимущественно, положительную критику – журналистам и геймерам пришлась по душе возможность вжиться в роль двойного агента, так что негативные отзывы относились, в основном, к низкой производительности игры на ПК. Несмотря на успешность проекта, продолжения пришлось ждать долгих четыре года.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction (2010)

Разработка Conviction началась еще в 2006 году, а первый трейлер игры появился в 2007-м. Видео демонстрировало сильно изменившегося Сэма, сменившего костюм шпиона на гражданскую одежду, отпустившего длинные волосы и бороду. Сразу становилось ясно – жизнь героя пошла наперекосяк. Увы, что-то не так пошло и с разработкой проекта, в результате чего релиз переносился несколько раз, вплоть до 2010 года.

В финальной версии Фишера привели в порядок, сделав похожим на прежнего себя, но все же многое в персонаже выдавало изменения – в первую очередь, жесткий характер и грубое поведение. Сюжетная линия рассказывала о поисках убийцы дочери Сэма (об этом он узнал в Double Agent) и постепенно опутывала героя сетью интриг и шпионских игр, дискредитировавших организацию «Третий эшелон» и ставивших на кон безопасность США.

Четыре года разработки Splinter Cell: Conviction не прошли напрасно: игра получила совершенно новые геймплейные фишки. Впервые в серии появилась система Mark and Execute, позволяющая отметить врагов в поле зрения, а затем убить их серией точных выстрелов. Изменениям подверглась боевая система: в перестрелках активно использовались укрытия, а ближний бой стал агрессивным и злым. Были добавлены новые возможности к системе допросов: теперь Фишер не только брал врага в болевой захват, но и мог, при желании, приложить его лицом к окружающим предметам, что делало допрашиваемого более сговорчивым. Наконец, изменился и визуальный дизайн: цели заданий проецировались на стены и другие объекты, а цвета на экране становились менее насыщенными когда протагонист находился в тени.

Впрочем, не всем игрокам понравились эти нововведения, равно как и упрощения по части игрового процесса и смещение акцентов со стелса на экшен – эпизодам со стрельбой были отведены целые уровни. Зато кооператив, ставший неотъемлемым элементом серии, напротив, хвалили. Одним словом, возвращение Splinter Cell получилось, хоть и не без вопросов, запоминающимся, и сообщество принялось ждать следующую игру.

Купить

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist (2013)

Шестой выпуск линейки продолжил историю уже довольно постаревшего Сэма Фишера (вообще, с самой первой части франшиза с завидным постоянством вела единую сюжетную линию, не отвлекаясь на ремейки и перезапуски). На этот раз оперативник встал во главе «Четвертого эшелона», пришедшего на смену «Третьему эшелону», собрал команду из старых друзей и приступил к новому заданию – теперь Фишеру и компании необходимо остановить террористов, угрожающих ввергнуть США в хаос. А чтобы достижение целей стало более успешным, герой получил целый самолет (почти что «Нормандию»), где можно выбирать основные и дополнительные миссии, перебирать снаряжение и общаться с напарниками.

В соответствии с изменившимися требованиями к жанру, Splinter Cell: Blacklist позволяла использовать несколько стилей прохождения, за счет которых игроки могли действовать по старинке, скрытно, или же играть в стиле обычных шутеров от третьего лица, разбираясь с врагами в открытом бою. Система Mark and Execute, дебютировавшая в Conviction, получила развитие и здесь, а кооператив пополнился новыми миссиями, режимами и геймплейными механиками. Вернулся и соревновательный режим «шпионы против наемников» с ассиметричным мультиплеером.

А вот Майкл Айронсайд куда-то пропал, уступив место Эрику Джонсону, чья работа над озвучкой получилась не такой выдающейся. Впрочем, играющим на русском языке геймерам были безразличны эти перестановки, ведь в дубляже Фишер, как и прежде, говорил голосом Валерия Сторожика.

Шестая часть серии Splinter Cell получилась очень неплохой, но после нее Ubisoft поставила франшизу на паузу, сосредоточившись на развитии Rainbow Six, Ghost Recon и The Division. С тех пор Сэм Фишер остается лишь гостевым персонажем в других линейках игр от Ubisoft – то в Ghost Recon Wildlands заглянет (в скачиваемом дополнении), то оставит записки в Far Cry New Dawn, то появится в мобильной тактике Elite Squad, собравшей в себе персонажей из различных игр под брендом Tom Clancy’s. Что касается будущего серии, то оно на данный момент (лето 2019-го) не определено: Ubisoft говорит, что пока не готова рассказывать о Splinter Cell, но отмечает, что обязательно когда-нибудь вернется к приключениям Фишера.

Купить

Неигровой Splinter Cell

После своего появления на экранах мониторов Сэм Фишер заглядывал и в другие медиа. Так, приключения шпиона продолжались в семи книгах и трех комиксах, написанных разными авторами и дополнительно раскрывающими сожеты видеоигр. Кроме того, еще с 2005 года периодически всплывают новости о готовящейся киноадаптации вселенной. В 2012 году даже было объявлено имя актера, который вживется в роль Фишера – им должен был стать Том Харди, известный своими ролями в фильмах «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Веном». Но с тех пор о кинокартине ничего не слышно, и вряд ли ее производство сдвинется с мертвой точки, пока игровая серия остается на паузе.

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.

cubadmin

Blacksad: Under the Skin - успешно расследовать убийства можно даже в том случае, если ты кот и у тебя лапки. Читайте наш обзор игры

Holler Box