Cubiq.ru

Серия игр Doom: Ад пуст – в нем побывал Палач Рока

В 2018 году серии игр Doom исполнилось 25 лет. Путь в четверть века не был легким, но был плодовитым: за это время она получила несколько номерных частей, причем некоторые из них перезапускали ее, ряд спин-оффов и модификаций, официальные комиксы, книги и даже экранизацию, а ее протагонист, молчаливый Думгай, стал одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. В этой статье мы расскажем историю франшизы, оказавшей огромное влияние на всю игровую индустрию.

Doom (1993)

Первая часть линейки разрабатывалась на протяжении 12 месяцев студией id Software, к тому времени отметившейся играми Commander Keen и Wolfenstein 3D. Можно сказать, к релизу Doom игроделы подошли в статусе подающих надежды разработчиков, но именно эта игра сделала их настоящими рок-звездами индустрии.

Имена ключевых авторов Doom известны каждому, кто серьезно интересуется играми – Джон Кармак, Том Холл, Джон Ромеро: каждый из них внес весомый вклад в развитие видеоигр. Нельзя обойти вниманием и Роберта Принса, композитора, ответственного за забойный саундтрек к шутеру, состоящий из треков в стиле хэви-метал и эмбиент.

Команда id Software. В центре — Джон Ромеро, в синей футболке — Джон Кармак

А вот откуда появилась идея проекта, знают не все: по словам Кармака, его стиль появился под влиянием фильмов «Чужие» и «Зловещие мертвецы», а название было вдохновлено фразой главного героя фильма «Цвет денег». Кстати, изначально, согласно «Библии Doom» (документу от геймдизайнера Тома Холла), действие игры должно было разворачиваться на спутнике далекой планеты, а геймеры могли выбирать из пяти персонажей. Но в ходе споров после знаменитой фразы Кармака «Сюжет в игре – это как сюжет в порнофильме: он должен быть, но он не очень важен», эти идеи были отвергнуты, события перенеслись на Марс, а главным героем стал молчаливый Думгай. Холл в итоге покинул id Software.

Иконка главного героя изменялась в зависимости от уровня здоровья

Выход Doom в 1993 году произвел фурор и принес разработчикам огромные деньги. Игроделы принялись тратить заработанные миллионы, а геймеры – исследовать псевдотрехмерные уровни (например, персонаж не мог смотреть вверх и вниз), заполненные разнообразными монстрами. Сюжет игры раскрывался посредством текстовых вставок между уровнями: согласно ему, безымянный морской пехотинец (тот самый DoomGuy), отбывающий наказание на марсианской базе, сталкивается с последствиями экспериментов по телепортации, из-за которых в наш мир проникли адские твари. Геймплей же предполагал сражения с демонами и решение несложных головоломок, большая часть которых сводилась к поиску ключей.

Влияние Doom на игровую индустрию, да и всю масс-культуру, сложно переоценить. Игра содержала мультиплеерный режим, который открыл для многих геймеров мир сетевых сражений и, в перспективе, киберспорта. Возможности движка Doom Engine (it Tech 1) позволили энтузиастам создавать собственные модификации (Brutal Doom, например) и целые игры с его помощью. Набор оружия (пистолет-единичка, дробовик, пулемет, ракетница) стал обязательным для последующих представителей жанра, а коды iddqd и idkfa знал каждый уважающий себя игрок. Наконец, запредельная жестокость проекта послужила поводом для обвинения видеоигр в негативном влиянии на человеческую психику. Отсылки к Doom встречаются во многих играх, фильмах, даже литературных произведениях.

Кроме того, игра получила порты на всевозможные платформы, включая принтеры, «умные» часы и другие неожиданные устройства. А ее развитие продолжается и по сей день: моддеры выпускают новые уровни и эпизоды, даже Джон Ромеро подготовил к 25-летнему юбилею набор карт для одиночной игры и десматча, который уже можно скачать.

Купить Doom

Doom II: Hell on Earth (1994)

Сиквел последовал незамедлительно – спустя год с небольшим, и переносил, соответственно своему названию, действие на Землю, куда добрались орды демонов. Расправившись с вторжением на Марс, главный герой первой части узнает, что родина человечества тоже подверглась атаке, и на протяжении 30 с лишним уровней занимается доставкой монстров обратно в Ад, а в финале – и сам отправляется туда, чтобы уничтожить самого могущественного демона.

Doom II: Hell on Earth почти не отличалась от предыдущей части серии, но благодаря динамичному геймплею и интересным локациям (все же Земля, как поле боя, более привлекательна рядовому геймеру, чем далекий Марс) была очень тепло воспринята аудиторией и пополнила банковский счет разработчиков еще на сотню миллионов долларов.

Ад на Земле добавил в игру больше открытых пространств

Как и первый выпуск серии, сиквел стал объектом пристального внимания со стороны моддеров, которые тут же принялись за создание нового контента. Так, на основе игры была разработан проект Final Doom, в который вошло 64 уровня, разделенных на две кампании – TNT: Evilution и The Plutonia Experiment. Он вышел в 1995 году, и распространялся id Software в качестве официального продукта студии.

Купить Doom II

Doom 3 (2004)

В последующие годы id Software переключилась на другую линейку игр – Quake, выпустив с 1996 по 1999 гг три части серии. Тем временем, в 1998 году состоялся релиз шутера Half-Life от студии Valve, перевернувшего жанр упором на повествование и развитым искусственным интеллектом. У игры сразу же появились подражатели, и стало очевидно, что формат бессюжетного «спинномозгового» шутера устарел. Для новой игры серии Doom id надо было придумать что-то новое.

Чем-то новым стал Doom 3 – несмотря на порядковый номер перезапуск линейки, шутер с элементами хоррора и сильной историей, рассказывающей о приключениях морпеха, разгребающего последствия баловства ученых с древнемарсианскими технологиями, которые и открыли портал в Ад. Да, основа сюжета осталась прежней, но теперь он не представлял собой пару строк текста в файле на диске с игрой, а развивался последовательно, демонстрируя геймерам скриптовые сцены, подавая подробности жизни марсианской базы посредством записок, аудио- и видео-дневников. Сюжет игры позже был положен в основу фильма Doom с Дуэйном Джонсоном и Карлом Урбаном в главных ролях.

Разработка Doom 3 длилась с 2000 по 2004 год, и была сопряжена со многими трудностями, преимущественно внутри студии. Часть команды хотела делать новый Doom, часть не желала возвращаться к серии. Споры привели к уходу некоторых сотрудников id Software. Не везло разработчикам и с утечками: в 2002 году компания ATI случайно слила рабочий альфа-билд игры, а за два дня до релиза в 2004 году финальная версия шутера была нелегально выпущена в Интернете, вмиг разлетевшись по файлообменникам.

Да и фанатам игра, что называется, не зашла (хоть и хорошо продалась). Не все оценили смещение акцента на хоррор: очень темные уровни таили смертельную опасность, при этом игроки не могли одновременно использовать оружие и фонарик – приходилось постоянно переключаться между одним и другим, что весьма раздражало (это можно было исправить с помощью модов, разработчики же отказались от этой механики лишь в 2012 году в переиздании Doom 3: BFG Edition).

Да, Doom 3 получился очень атмосферным, но разработчики, как оказалось, не угадали желания аудитории: геймеры жаждали получить тот самый классический Doom, а не клон Half-Life.

Темно, страшно, атмосферно…

К тому же, передовой движок нового шутера (id Tech 4) сыграл с ним злую шутку: из-за высоких системных требований на момент выхода игры, пожалуй, не было конфигурации компьютера, на которой она бы не тормозила. Поклонникам серии приходилось серьезно апгрейдиться – или же наблюдать долгие загрузки и слайд-шоу даже в небольших локациях.

Впрочем, стоит признать, что затраты на новое «железо» были оправданы: Doom 3 демонстрировал потрясающую для своего времени картинку с впечатляющими эффектами освещения. Правда, этому сопутствовали слабый ИИ и низкополигональные модели персонажей.

Издание BFG Edition осветлило картинку, сделав игру менее пугающей

В 2005 году Doom 3 получил дополнение Resurrection of Evil от сторонней студии Nerve Software, которое продолжало сюжетную кампанию: в центре повествования находился новый протагонист, которому предстояло довершить дело предыдущего героя. DLC содержало 12 новых уровней, несколько новых видов врагов и пару новых пушек.

В этом же году состоялся выход мобильной пошаговой игры Doom RPG, в которой геймеры исследовали уровни, сражались с врагами и прокачивали характеристики персонажа. Игра получилась довольно любопытной, грамотно комбинируя элементы шутера и пошаговой RPG, а в ее разработке принимал участие сам Джон Кармак.

Купить Doom 3 BFG Edition

DOOM (2016)

Разработка следующей игры из франшизы началась вскоре после выхода триквела, а официальный анонс состоялся в 2008 году. Doom 4 не была похожа на все части серии, выходившие до этого: авторы делали серьезный боевик в духе Call of Duty, повествующий о появлении Ада на Земле. id Software пыталась создать проект, сохраняющий верность корням и в то же время способный на равных конкурировать с гигантами жанра (той же Call of Duty, Battlefield и другими шутерами). Как итог – игра про Ад попала в «производственный ад» и после нескольких лет разработки была отменена.

В 2011 году студия принялась за перезапуск серии. Новая игра получила название DOOM без каких-либо подзаголовков и цифр. В id Software уже не было Джона Ромеро, а в 2013 году команду покинул и Джон Кармак, который ушел в Oculus VR работать над устройствами виртуальной реальности. Тем не менее разработчики сумели довести дело до конца, и в 2016 году выпустили шутер на ПК и консолях.

Новый DOOM вернулся к своим корням. Минимум сюжета, динамичный геймплей, отличная графика, максимум жестокости. Кампания рассказывает историю древнего воина, Солдата Рока, чье призвание – сражаться с бесчисленными ордами демонов. Сюжетная линия проводит игрока по коридорам и залам марсианского комплекса корпорации ОАК, отправляет в Ад и обратно, а в финале оставляет намек на продолжение.

Игровой процесс сочетает яростные перестрелки с безжалостными добиваниями ослабленных врагов и босс-файтами, несложные пространственные головоломки с поиском секретов. Мультиплеер же предлагает сразиться в классических режимах, причем в некоторых из них игроки получают возможность превращаться в демонов. Все это – под ураганный саундтрек от Мика Гордона, признанного австралийского композитора. Шутер получил положительные отзывы от прессы и игроков и показал хорошие продажи.

Купить (pc)купить (ps4) купить (xbo)

DOOM VFR (2017)

Годом позже после выхода DOOM последовала версия шутера для устройств виртуальной реальности HTC Vive и PSVR. Теперь игроки могут сразиться с демонами, полностью погрузившись в окружение, отчего происходящее выглядит еще более реалистичным. Проект был принят аудиторией прохладно: механика стрельбы геймерам понравилась, но система перемещения, дизайн уровней и слабый сюжет подверглись критике.

Купить (pc)купить (ps4)

DOOM Eternal (2019)

Е3 2018 стала праздником для фанатов серии: id Software и Bethesda анонсировали продолжение DOOM 2016 года, получившее подзаголовок Eternal. На этот раз действие развернулось на Земле (тем самым перезапуск и его сиквел повторяют сюжетную канву первых двух частей франшизы), где Солдату Рока предстоит разобраться с вторжением демонов. Геймплей остался по-прежнему динамичным, игроки получили несколько новых видов оружия и гаджетов, вроде крюка на двустволке, позволяющего подтягивать к себе врагов, а мультиплеер изменился, предложив асимметричные сражения между Палачом Рока и двумя демонами.

DOOM Eternal стал больше, яростнее, быстрее предшественника. Разработчики расширили и улучшили все аспекты игры, чтобы дать геймерам по-настоящему яркий опыт. Арены расширились, количество монстров увеличилось, а прокачка оружия и персонажа стала глубже, позволяя выбирать свой стиль игры. Не покривив душой, можно назвать DOOM Eternal новым хитом в жанре шутер, на который будут равняться последователи.

купить (рс)купить (ps4) купить (xbo)

Doom 64 (1997 — 2020)

В один день с DOOM Eternal на РС и консолях вышла игра Doom 64 — переиздание шутера 1997 года, выпущенного для Nintendo 64. Doom 64 продолжает сюжетную линию Doom II: Hell of Earth, в ходе которой протагонист продолжает истреблять орды демонов на спутниках Марса и в Аду. Оригинальная игра в свое время была высоко оценена профильными изданиями, и теперь к классике могут прикоснуться и пользователи современных платформ.

купить


Что последует после DOOM Eternal? Пока неизвестно. Но мы верим, что на этой части серия не прервется, а новые игры продолжат выходить вплоть до полувекового (почему бы и нет) юбилея.

ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Рекомендуем

Обзор клавиатуры Razer BlackWidow V3 Quartz – Для принцессы, которая играет
Обзор SSD накопителя Patriot P210
Обзор игрового комплекта GameSir VX2 AimSwitch
Обзор Lenovo Legion 5 AMD – Такой же, только лучше

В центре внимания

Изучаем игровую клавиатуру для девушек-геймеров: Читайте наш обзор Razer BlackWidow V3 Quartz!
Holler Box
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box