Cubiq.ru

Серия игр Doom: Ад пуст – в нем побывал Палач Рока

В 2018 году серии игр Doom исполнилось 25 лет. Путь в четверть века не был легким, но был плодовитым: за это время она получила несколько номерных частей, причем некоторые из них перезапускали ее, ряд спин-оффов и модификаций, официальные комиксы, книги и даже экранизацию, а ее протагонист, молчаливый Думгай, стал одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. В этой статье мы расскажем историю франшизы, оказавшей огромное влияние на всю игровую индустрию.

Warface – многопользовательский шутер, действие которого частично разворачивается на Марсе. Нет, демонов из Doom вы здесь не найдете, зато отлично развлечетесь в перестрелках с роботами

Doom (1993)

Первая часть линейки разрабатывалась на протяжении 12 месяцев студией id Software, к тому времени отметившейся играми Commander Keen и Wolfenstein 3D. Можно сказать, к релизу Doom игроделы подошли в статусе подающих надежды разработчиков, но именно эта игра сделала их настоящими рок-звездами индустрии.

Имена ключевых авторов Doom известны каждому, кто серьезно интересуется играми – Джон Кармак, Том Холл, Джон Ромеро: каждый из них внес весомый вклад в развитие видеоигр. Нельзя обойти вниманием и Роберта Принса, композитора, ответственного за забойный саундтрек к шутеру, состоящий из треков в стиле хэви-метал и эмбиент.

Команда id Software. В центре — Джон Ромеро, в синей футболке — Джон Кармак

А вот откуда появилась идея проекта, знают не все: по словам Кармака, его стиль появился под влиянием фильмов «Чужие» и «Зловещие мертвецы», а название было вдохновлено фразой главного героя фильма «Цвет денег». Кстати, изначально, согласно «Библии Doom» (документу от геймдизайнера Тома Холла), действие игры должно было разворачиваться на спутнике далекой планеты, а геймеры могли выбирать из пяти персонажей. Но в ходе споров после знаменитой фразы Кармака «Сюжет в игре – это как сюжет в порнофильме: он должен быть, но он не очень важен», эти идеи были отвергнуты, события перенеслись на Марс, а главным героем стал молчаливый Думгай. Холл в итоге покинул id Software.

Иконка главного героя изменялась в зависимости от уровня здоровья

Выход Doom в 1993 году произвел фурор и принес разработчикам огромные деньги. Игроделы принялись тратить заработанные миллионы, а геймеры – исследовать псевдотрехмерные уровни (например, персонаж не мог смотреть вверх и вниз), заполненные разнообразными монстрами. Сюжет игры раскрывался посредством текстовых вставок между уровнями: согласно ему, безымянный морской пехотинец (тот самый DoomGuy), отбывающий наказание на марсианской базе, сталкивается с последствиями экспериментов по телепортации, из-за которых в наш мир проникли адские твари. Геймплей же предполагал сражения с демонами и решение несложных головоломок, большая часть которых сводилась к поиску ключей.

Влияние Doom на игровую индустрию, да и всю масс-культуру, сложно переоценить. Игра содержала мультиплеерный режим, который открыл для многих геймеров мир сетевых сражений и, в перспективе, киберспорта. Возможности движка Doom Engine (it Tech 1) позволили энтузиастам создавать собственные модификации (Brutal Doom, например) и целые игры с его помощью. Набор оружия (пистолет-единичка, дробовик, пулемет, ракетница) стал обязательным для последующих представителей жанра, а коды iddqd и idkfa знал каждый уважающий себя игрок. Наконец, запредельная жестокость проекта послужила поводом для обвинения видеоигр в негативном влиянии на человеческую психику. Отсылки к Doom встречаются во многих играх, фильмах, даже литературных произведениях.

Кроме того, игра получила порты на всевозможные платформы, включая принтеры, «умные» часы и другие неожиданные устройства. А ее развитие продолжается и по сей день: моддеры выпускают новые уровни и эпизоды, даже Джон Ромеро подготовил к 25-летнему юбилею набор карт для одиночной игры и десматча, который уже можно скачать.

Купить Doom

Doom II: Hell on Earth (1994)

Сиквел последовал незамедлительно – спустя год с небольшим, и переносил, соответственно своему названию, действие на Землю, куда добрались орды демонов. Расправившись с вторжением на Марс, главный герой первой части узнает, что родина человечества тоже подверглась атаке, и на протяжении 30 с лишним уровней занимается доставкой монстров обратно в Ад, а в финале – и сам отправляется туда, чтобы уничтожить самого могущественного демона.

Doom II: Hell on Earth почти не отличалась от предыдущей части серии, но благодаря динамичному геймплею и интересным локациям (все же Земля, как поле боя, более привлекательна рядовому геймеру, чем далекий Марс) была очень тепло воспринята аудиторией и пополнила банковский счет разработчиков еще на сотню миллионов долларов.

Ад на Земле добавил в игру больше открытых пространств

Как и первый выпуск серии, сиквел стал объектом пристального внимания со стороны моддеров, которые тут же принялись за создание нового контента. Так, на основе игры была разработан проект Final Doom, в который вошло 64 уровня, разделенных на две кампании – TNT: Evilution и The Plutonia Experiment. Он вышел в 1995 году, и распространялся id Software в качестве официального продукта студии.

Купить Doom II

Doom 3 (2004)

В последующие годы id Software переключилась на другую линейку игр – Quake, выпустив с 1996 по 1999 гг три части серии. Тем временем, в 1998 году состоялся релиз шутера Half-Life от студии Valve, перевернувшего жанр упором на повествование и развитым искусственным интеллектом. У игры сразу же появились подражатели, и стало очевидно, что формат бессюжетного «спинномозгового» шутера устарел. Для новой игры серии Doom id надо было придумать что-то новое.

Чем-то новым стал Doom 3 – несмотря на порядковый номер перезапуск линейки, шутер с элементами хоррора и сильной историей, рассказывающей о приключениях морпеха, разгребающего последствия баловства ученых с древнемарсианскими технологиями, которые и открыли портал в Ад. Да, основа сюжета осталась прежней, но теперь он не представлял собой пару строк текста в файле на диске с игрой, а развивался последовательно, демонстрируя геймерам скриптовые сцены, подавая подробности жизни марсианской базы посредством записок, аудио- и видео-дневников. Сюжет игры позже был положен в основу фильма Doom с Дуэйном Джонсоном и Карлом Урбаном в главных ролях.

Разработка Doom 3 длилась с 2000 по 2004 год, и была сопряжена со многими трудностями, преимущественно внутри студии. Часть команды хотела делать новый Doom, часть не желала возвращаться к серии. Споры привели к уходу некоторых сотрудников id Software. Не везло разработчикам и с утечками: в 2002 году компания ATI случайно слила рабочий альфа-билд игры, а за два дня до релиза в 2004 году финальная версия шутера была нелегально выпущена в Интернете, вмиг разлетевшись по файлообменникам.

Да и фанатам игра, что называется, не зашла (хоть и хорошо продалась). Не все оценили смещение акцента на хоррор: очень темные уровни таили смертельную опасность, при этом игроки не могли одновременно использовать оружие и фонарик – приходилось постоянно переключаться между одним и другим, что весьма раздражало (это можно было исправить с помощью модов, разработчики же отказались от этой механики лишь в 2012 году в переиздании Doom 3: BFG Edition).

Да, Doom 3 получился очень атмосферным, но разработчики, как оказалось, не угадали желания аудитории: геймеры жаждали получить тот самый классический Doom, а не клон Half-Life.

Темно, страшно, атмосферно…

К тому же, передовой движок нового шутера (id Tech 4) сыграл с ним злую шутку: из-за высоких системных требований на момент выхода игры, пожалуй, не было конфигурации компьютера, на которой она бы не тормозила. Поклонникам серии приходилось серьезно апгрейдиться – или же наблюдать долгие загрузки и слайд-шоу даже в небольших локациях.

Впрочем, стоит признать, что затраты на новое «железо» были оправданы: Doom 3 демонстрировал потрясающую для своего времени картинку с впечатляющими эффектами освещения. Правда, этому сопутствовали слабый ИИ и низкополигональные модели персонажей.

Издание BFG Edition осветлило картинку, сделав игру менее пугающей

В 2005 году Doom 3 получил дополнение Resurrection of Evil от сторонней студии Nerve Software, которое продолжало сюжетную кампанию: в центре повествования находился новый протагонист, которому предстояло довершить дело предыдущего героя. DLC содержало 12 новых уровней, несколько новых видов врагов и пару новых пушек.

В этом же году состоялся выход мобильной пошаговой игры Doom RPG, в которой геймеры исследовали уровни, сражались с врагами и прокачивали характеристики персонажа. Игра получилась довольно любопытной, грамотно комбинируя элементы шутера и пошаговой RPG, а в ее разработке принимал участие сам Джон Кармак.

Купить Doom 3 BFG Edition

DOOM (2016)

Разработка следующей игры из франшизы началась вскоре после выхода триквела, а официальный анонс состоялся в 2008 году. Doom 4 не была похожа на все части серии, выходившие до этого: авторы делали серьезный боевик в духе Call of Duty, повествующий о появлении Ада на Земле. id Software пыталась создать проект, сохраняющий верность корням и в то же время способный на равных конкурировать с гигантами жанра (той же Call of Duty, Battlefield и другими шутерами). Как итог – игра про Ад попала в «производственный ад» и после нескольких лет разработки была отменена.

В 2011 году студия принялась за перезапуск серии. Новая игра получила название DOOM без каких-либо подзаголовков и цифр. В id Software уже не было Джона Ромеро, а в 2013 году команду покинул и Джон Кармак, который ушел в Oculus VR работать над устройствами виртуальной реальности. Тем не менее разработчики сумели довести дело до конца, и в 2016 году выпустили шутер на ПК и консолях.

Новый DOOM вернулся к своим корням. Минимум сюжета, динамичный геймплей, отличная графика, максимум жестокости. Кампания рассказывает историю древнего воина, Солдата Рока, чье призвание – сражаться с бесчисленными ордами демонов. Сюжетная линия проводит игрока по коридорам и залам марсианского комплекса корпорации ОАК, отправляет в Ад и обратно, а в финале оставляет намек на продолжение.

Игровой процесс сочетает яростные перестрелки с безжалостными добиваниями ослабленных врагов и босс-файтами, несложные пространственные головоломки с поиском секретов. Мультиплеер же предлагает сразиться в классических режимах, причем в некоторых из них игроки получают возможность превращаться в демонов. Все это – под ураганный саундтрек от Мика Гордона, признанного австралийского композитора. Шутер получил положительные отзывы от прессы и игроков и показал хорошие продажи.

Купить (pc)купить (ps4) купить (xbo)

DOOM VFR (2017)

Годом позже после выхода DOOM последовала версия шутера для устройств виртуальной реальности HTC Vive и PSVR. Теперь игроки могут сразиться с демонами, полностью погрузившись в окружение, отчего происходящее выглядит еще более реалистичным. Проект был принят аудиторией прохладно: механика стрельбы геймерам понравилась, но система перемещения, дизайн уровней и слабый сюжет подверглись критике.

Купить (pc)купить (ps4)

DOOM Eternal (2019)

Е3 2018 стала праздником для фанатов серии: id Software и Bethesda анонсировали продолжение DOOM 2016 года, получившее подзаголовок Eternal. На этот раз действие развернулось на Земле (тем самым перезапуск и его сиквел повторяют сюжетную канву первых двух частей франшизы), где Солдату Рока предстоит разобраться с вторжением демонов. Геймплей остался по-прежнему динамичным, игроки получили несколько новых видов оружия и гаджетов, вроде крюка на двустволке, позволяющего подтягивать к себе врагов, а мультиплеер изменился, предложив асимметричные сражения между Палачом Рока и двумя демонами.

DOOM Eternal стал больше, яростнее, быстрее предшественника. Разработчики расширили и улучшили все аспекты игры, чтобы дать геймерам по-настоящему яркий опыт. Арены расширились, количество монстров увеличилось, а прокачка оружия и персонажа стала глубже, позволяя выбирать свой стиль игры. Не покривив душой, можно назвать DOOM Eternal новым хитом в жанре шутер, на который будут равняться последователи.

купить (рс)купить (ps4) купить (xbo)

Doom 64 (1997 — 2020)

В один день с DOOM Eternal на РС и консолях вышла игра Doom 64 — переиздание шутера 1997 года, выпущенного для Nintendo 64. Doom 64 продолжает сюжетную линию Doom II: Hell of Earth, в ходе которой протагонист продолжает истреблять орды демонов на спутниках Марса и в Аду. Оригинальная игра в свое время была высоко оценена профильными изданиями, и теперь к классике могут прикоснуться и пользователи современных платформ.

купить


Что последует после DOOM Eternal? Пока неизвестно. Но мы верим, что на этой части серия не прервется, а новые игры продолжат выходить вплоть до полувекового (почему бы и нет) юбилея.

Юлия

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Рекомендуем
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания
Ищете интересные roguelike игры? В нашей подборке есть такие!
Следите за новостями в нашем Telegram-канале