Cubiq.ru

Серия игр Delta Force: история рождения и смерти

Мы решили рассказать вам историю взлета и падения франшизы Delta Force, которая стала одной из первых серий игр про спецназ на ПК.

Со дня выхода Call of Duty: Modern Warfare прошло уже полгода, но скандалы по ее поводу продолжают вспыхивать по сей день. Тем временем «Калибр» отправляется на западный рынок, Ubisoft заканчивает работу над Rainbow Six Quarantine, выпускает обновления для The Division 2 и опровергает навязчивые слухи про новый Splinter Cell, а сервера CS:GO, Warface и прочих подобных проектов продолжают хвастаться приличным онлайном.

Другими словами, в 2020 году шутеры про отряды особого назначения чувствуют себя очень хорошо и занимают важное место на рынке видеоигр. Но так было далеко не всегда – всего-то 20 лет назад почти все шутеры можно было разделить на «фантастические» и «про Вторую мировую». Поэтому мы и решили вспомнить о Delta Force – серии игр, чей сеттинг не соответствовал этому стандарту.

Началась история знаменитых шутеров с рождения небольшой студии NovaLogic, которая была основана в 1985 г. в Калифорнии. Изначально компания занималась только портированием аркадных и консольных игр на ПК. Лишь в 1990 г. студия создала первую собственную игру – симулятор субмарины Wolfpack. В 1992 г. появилась первая часть легендарной франшизы вертолетных симуляторов Comanche, в 1995 г. вышел танковый симулятор Armored Fist, а в 1996 г. компания основала филиал, занимавшийся разработкой боевых симуляторов для армии США.

Полученный во время сотрудничества с военными опыт компания решила использовать для создания революционного шутера, которому суждено было навсегда изменить каноны жанра. Конец девяностых в мире был неспокойным – росла напряженность между США и Ираком, бушевала гражданская война в Алжире, продолжались столкновения в бывшей Югославии. Поэтому в качестве сеттинга студия решила выбрать локальные и глобальные конфликты современности, а протагонистами стали бойцы американского отряда специального назначения «Дельта», боровшиеся с терроризмом и защищавшие интересы США по всему миру.

Delta Force (1998)

Первая игра франшизы чуть-чуть не успела стать первым популярным шутером про спецназ, уступив пальму первенства вышедшей несколькими месяцами ранее Rainbow Six. Зато самая первая «Дельта» запомнилась несколькими инновациями, которыми на тот момент не мог похвастаться ни один шутер.

Первое, с чем сталкивался зашедший в игру геймер – это скрупулезный подбор вооружения для каждой из миссий. Всего у игрока было три слота, в первый помещалось основное оружие (обычно бралось что-нибудь точное и снайперское, но любители поиграть в Рэмбо могли взять и M249 SAW), во второй можно было взять пистолет, а третий был предназначен для дополнительной экипировки вроде запасных патронов, пехотных мин и мини-базуки. Все представленные в игре образцы вооружения и экипировки были смоделированы на основе реально используемых армией США.

Определившись со снаряжением, геймер отправлялся выполнять поставленное перед ним задание – и оказывался посреди огромной карты без каких-либо ограничений и коридоров. Командование ставило перед ним задание, а уж как его выполнять, должен был решать сам игрок. Кто-то осваивал снайперскую стрельбу со стратегических высот, кто-то искал менее защищенный вход на базу, кто-то шел в штурм сразу после начала задания – все способы позволяли достичь победы. В некоторых миссиях вместе с игроком в атаку шли управляемые компьютером бойцы, которым он мог отдавать приказы.

Всего игроков ждало 40 заданий в разных горячих точках земного шара, а диапазон решаемых задач варьировался от спасения заложников до предотвращения ядерного апокалипсиса. Любителям мультиплеера был доступен сетевой режим, поддерживающий до 32 игроков на сервере. К тому же все задания сюжетной кампании можно было проходить вместе с друзьями в режиме сетевого ко-опа.

Игру очень тепло приняли и критики, поставившие ей средний балл 8/10, и простые геймеры, охотно покупавшие шутер от почти никому не известной на тот момент студии.

Купить Delta Force

Delta Force 2 (1999)

Вышедший через год сиквел был еще богаче на контент и миссии, а также отличался слегка похорошевшей графикой – использованный для первой игры движок Voxel Space был немного проапгрейжен и перестал дружить с антикварными 16-битными видюхами, зато на полную использовал возможности 32-битного оборудования.

Сюжет стал более связным – если в оригинале мы просто мотались по миру и выполняли приказы, то теперь мы последовательно сражаемся с несколькими террористическими организациями и диктаторскими режимами.

Расплатой за похорошевшую картинку и большую заскриптованность стал масштаб – карты хоть и не превратились в привычные для шутеров тех лет «коридоры», но стали заметно камернее.

В целом сиквелу удалось сохранить дух и удачные находки оригинала и дополнить их несколькими свежими идеями и огромным количеством контента. Благодаря этому продавалась вторая «Дельта» ничуть не хуже первой, а критики были к ней почти так же благосклонны.

Купить Delta Force 2

Delta Force: Land Warrior (2000)

Разработка игр на рубеже веков шла гораздо быстрее, чем сейчас, поэтому триквел «Дельты» вышел уже через год после сиквела. Несмотря на то, что в нем продолжал использоваться все тот же глубоко модернизированный Voxel Space, графика похорошела еще сильнее – во-многом благодаря решению наконец-то начать использовать для создания моделей объектов полигоны, а не воксели.

Еще более связным стал сюжет – теперь всю кампанию мы занимаемся борьбой с одной-единственной глобальной террористической организацией, угрожающей безопасности всего мира. А вот с точки зрения геймплея продолжение франшизы не привнесло ничего нового – прохождение миссий почти не отличалось от того, что ждало геймеров в первых двух «Дельтах».

Оценки критиков стали немного хуже (порядка 7 из 10), продажи немного упали по сравнению с предыдущими играми, но в целом триквел не был совсем уж неудачным, хотя и прорывом тоже не стал.

Купить Delta Force: Land Warrior

Delta Force: Urban Warfare (2002)

В отличие от оригинальной трилогии, которая была ПК-эксклюзивом, этот спин-офф был издан только на приставке PlayStation (да-да, именно PS, самой первой из них). Из-за ограничений консольного железа геймплей «Уличного боя» сильно отличался от того, что можно было увидеть в предыдущих «Дельтах» – напарников здесь не было, а вместо просторных локацияй в снегах, пустынях и лесах полем боя стали улицы разных городов мира.

Несмотря на такой непривычный для фанатов серии геймплей, благодаря динамичным боям и крепкому сюжету игра оставила очень хорошие воспоминания у большинства геймеров. Вот только первая PS в те годы уже готовилась уступить место PS 2, поэтому большого влияния на дальнейшую судьбу франшизы DF Urban Warfare оказать не успела.

Delta Force: Black Hawk Down (2003)

Американская операция «Возрождение надежды» в Сомали, в которой участвовал отряд Дельта, считается одной из самых неудачных в новейшей истории армии США. Один из ее известных эпизодов – потеря двух десантных вертолетов «Блек Хоук» во время битвы за Могадишо. Именно этому эпизоду истории и решила студия NovaLogic посвятить сюжет четвертой части основной серии игр Delta Force.

Чтобы более тщательно следовать историческому развитию событий компании пришлось заметно урезать размер карт, еще больше увеличить количество скриптованных сцен и поменять динамику сражений. Теперь вместо методичного отстрела врагов на огромных просторах геймеров ждали уличные разборки с толпами повстанцев, что мало отличалось от геймплея большинства шутеров тех лет. От оригинальной DF в этой игре остался только антураж.

Далеко не все геймеры и критики одинаково хорошо восприняли такое количество нововведений. Средняя оценка игры составила 7 из 10, а продажи пусть и не были провальными, но так и не приблизились к рекордам, установленным первыми двумя частями. Так, с «Падения Черного ястреба», началось еще и падение серии игр DF – последующие ее инкарнации были еще хуже.

Купить Delta Force: Black Hawk Down

Delta Force: Xtreme (2005)

Геймеры требовали от «НоваЛоджик» вернуться к канонам франшизы. Студия восприняла их слишком буквально и выпустила переиздание самой первой игры на новом движке и со множеством красивостей вроде физики, симуляции погоды и переработанного ИИ.

К сожалению, это было совсем не то, чего ждали от компании фанаты серии – нужен был соответствующий реалиям 2005 года шутер в духе старого «Дельта Форс», а не просто рескин старой игры. «Экстрим» закономерно собрал не очень лестные отзывы критиков (в среднем он был оценен на 6,5 баллов из 10) и провалился в продажах

Купить Delta Force: Xtreme

Delta Force: Xtreme 2 (2009)

Студия обещала сделать выводы из не очень успешного Xtreme и наконец-то выпустить игру, достойную громкого названия Delta Force. Над сиквелом перезапуска компания трудилась целых четыре года… И вместо динамичного и сбалансированного шутера с современным движком и интересным сюжетом выдала две полные штампов кампании про террористов и сомалийских пиратов, ужасный ИИ и, что самое ужасное, тот же движок 2003 года с минимальными улучшениями.

Да, в игру наконец-то вернулись фирменный открытый мир и ультрареализм (с которым здесь даже переборщили, так как фатальными стали даже попадания в конечности), но кроме этого игра не могла похвастаться вообще ничем.

И это при том, что в том же году вышел Call of Duty: Modern Warfare 2, ставший безусловно лучшим шутером года. Итог оказался предсказуем – разгромные рецензии, средняя оценка 5/10 от критиков и 4/10 от геймеров и полный провал в продажах. И если для захвативших рынок видеоигр транснациональных гигантов провал одной игры был статистикой, то для скромной американской студии он стал катастрофой.

Купить Delta Force: Xtreme 2

Что дальше

В 2008 году, еще до выхода Xtreme 2, студия анонсировала следующую часть своей франшизы, которая должна была называться Delta Force: Angel Falls. Название намекало на то, что ее сюжет будет посвящен Южной Америке, в основном Венесуэле, где и расположен водопад Анхель. Студия обещала перестать насиловать несчастный Black Hawk Engine и написать новый топовый движок. Была заявлена возможность управления разными видами транспорта и интересная сюжетная кампания. К сожалению, ничему из этого не суждено было сбыться – крах Xtreme 2 поставил крест не только на будущем франшизы, но и на самой студии. Формально она просуществовала еще 7 лет, но новых игр за это время так и не выпускала.

В октябре 2016 года NovaLogic продала права на все свои франшизы компании THQ Nordic и наконец-то официально закрылась. Никаких обновлений о судьбе серии от австрийской студии с тех пор не поступало. Конечно, можно надеяться на талант THQ в деле реанимации давно забытых франшиз (как было с Darksiders и SpellForce, и как, хочется верить, будет с Gothic и Destroy All Humans!), но пока у компании хватает работы и по давно анонсированным проектам. Тем более, что рынок шутеров про спецназ сейчас перенасыщен, и новой «Дельте» на нем будет слишком тесно.

Заключение

Игры серии Delta Force внесли заметный вклад в историю геймдизайна и привили сотням тысяч детей девяностых-двухтысячных годов любовь к сеттингу современных войн и тайных операций элитных отрядов.

К сожалению, создававшая их студия NovaLogic не сумела оседлать созданную ею же волну и проиграла конкурентную борьбу более крупным компаниям вроде Ubisoft и Valve. Попытки сыграть на ностальгии и продать тот же товар в новой обертке сделали все только хуже, потому что уже через 7 лет после выхода первой «Дельты» требования к тому, как должен выглядеть хороший шутер, сильно выросли, и проекты американской компании просто перестали им соответствовать.

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Рекомендуем

1 комментарий

В центре внимания

Аватар
Ищете гонки, в которые можно поиграть вместе с другом? Возможно, эта подборка поможет вам выбрать подходящий вариант!
Holler Box
Аватар
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box