Cubiq.ru
Серия игр Дальнобойщики

Серия игр Дальнобойщики

В далеком 88-м, когда восьмибитная Нинтендо только второй год бушевала в Европе, а Россия морально подготавливалась к предстоящим лихим 90-м, горстка профессоров из Института автоматики и электрометрии СО РАН вдруг взяли и решили, что им кровь из носу нужно обогнать чехов из еще не существующей SCS Software и первыми собрать игру про грузоперевозки. Так родилась SoftLab-NSK, ответственная за прилив ностальгии, которую вы испытали при виде заголовка статьи.

Да, конечно, им понадобилось лет десять, чтобы достичь понимания дорожной романтики далеких рейсов, но в итоге они туда все-таки добрались — с издательской поддержкой 1С и дружеским участием Буки.

От «Пути к победе» и до «Покорения Америки» — серия «Дальнобойщиков» пережила геймплейное совершенствование, временную смену жанра, и даже внедрение сюжета (!); ныне же, знаменитая линейка почивает на лаврах (если это можно так назвать), передав бразды правления грузовиками сами-знаете-кому. Да-да, Euro Truck Simulator.

Сегодня нам хотелось бы воздать должное SoftLab-NSK и их творениям, на протяжении десятилетия красившим вечера одного-двух поколений российских геймеров. Давайте присядем и вместе разберем «Дальнобойщики» по винтикам — благо, в виду достаточно необычной траектории развития серии, здесь есть что разбирать.

Дальнобойщики: Путь к победе

Дальнобойщики: Путь к победе

Справедливости ради, создать полноценный симулятор грузоперевозок в открытом мире с техническими возможностями 1998 года было бы весьма монументальной задачей. Посему, неудивительно, что вчерашние ученые и сегодняшние игроделы пошли по пути наименьшего сопротивления, избрав в качестве основы концепцию аркадных покатушек, с оппонентами и что ни на есть натуральными гоночными заездами. Этакий Need For Speed, помешанный на Дакаре.

В начале игры вас одаряют ЗИЛом, тридцатью тысячами долларов и достойной целью культивировать ваши тридцать тысяч до одного миллиона. Примечательно, и в некоторой степени забавно, что в «Пути к победе» энную толику сей суммы можно заработать, вообще не прибегая к транспортировке груза — достаточно просто участвовать в спортивных заездах и даже не задумываться о том, что есть трейлер и куда его цеплять.

Впрочем, такой подход спустил бы на нет все усилия разработчиков, явно бросивших основные силы на симуляцию грузоперевозок: три коммерческие трассы против двух спортивных, непосредственный груз, различающийся по цене, массе, хрупкости и объему, физическая модель грузовика, меняющаяся в зависимости перевозимого товара… Иными словами, вы знаете, чего от вас хотят и в каком направлении вас подталкивают при настройке следующего заезда.

Дальнобойщики: Путь к победе

Помимо прочего, «Путь к победе» был отдельно знаменит за вполне себе замороченную систему управления, бравшую в расчет бесчисленные технические параметры грузовика, погодные условия, вариацию шин — даже подвид дорожного покрытия игра не забывала учитывать.

Да, до полноценного симулятора вождения было далеко, зато до раздражения среднестатистического «не посвященного» игрока, не понимающего «почему не едет», было достаточно близко, и поэтому проект включал в себя аркадную сложность, рассчитанную на самых нетерпеливых и незаинтересованных — водить проще, нервов уходит меньше. Вы не видите, а завзятых симрейсеров сейчас перекосило от отвращения.

Для своих лет, «Дальнобойщики: Путь к победе» была очень хорошей попыткой в достаточно нишевый жанр, с более-менее скрупулезным вниманием к деталям и довольно уникальной атмосферой, столь часто присущей олдскульным наименованиям.

Положа руку на сердце, игра вряд ли нуждалась в гоночном режиме, однако его присутствие вполне можно объяснить тем, что далеко не каждому будет интересно просто тягать фургоны из точки А в точку Б от часа к часу — пусть это и является концептуальным фундаментом симулятора дальнобойщика. Как Assetto Corsa милостиво позволяет пользоваться клавиатурой, так и «Путь к победе» дает возможность просто покатать камазы наперегонки — чтобы и нам, жалким казуалам, было чем заняться.

Где купить: в официальных игровых сервисах игру найти не удалось.

Дальнобойщики 2

Дальнобойщики 2

Итак. Это… Это невообразимо. Для человека, который часов тридцать-сорок расслабленно раскатывал в ETS 2, слушая новеллу Welcome To Night Vale и наслаждаясь абсолютной умиротворенностью и размеренностью виртуальных европейских дорог, «Дальнобойщики 2» — настоящий триумф когнитивного диссонанса.

Как можно было взять идею спокойного круиза с трейлером под 80 км/ч и превратить её в адреналиновое (ну, почти) противостояние с полицией и мафией? Сходите и попробуйте отыскать себе игру про дальнобойщиков, где можно как следует отовариться оружием и наркотиками, быть пойманным на перевозе нелегального груза и оказаться невозбранно обстрелянным вертолетами, аки GTA San Andreas. Идите-идите, я подожду.

Помимо же безмерно безумного (по крайней мере, для автора статьи) аспекта закона и беззакония, три года технологического прогресса привнесли в «Дальнобойщики 2» открытый мир, расширенный выбор машин и более сложноустроенную победную задачу: так, на сей раз, вам не просто нужно сварганить миллион зеленых, а обустроить полноценную компанию по грузоперевозкам, контролирующую хотя бы 51% товарной транспортировки в пределах внутриигровой территории.

Захват контроля происходит путем найма водителей — сей найм требует не только финансов, но и специальных лицензий, зарабатываемых за доставку груза впереди всех конкурентов и… победы в гонках. Да, вновь гонки, но, святые небеса, в сравнении с мафией, которая пытается отжать у тебя фургон выпивки посреди загородного шоссе, это не самая из ряда вон выходящая механика игры.

Дальнобойщики 2

Из приятных моментов во второй части можно отметить возможность «превратиться» в любого нанятого вами шофера и «перехватить» его текущую деятельность — даже если он наяривает круги на гоночном кольце. Еще, водители, встреченные на дороге, могут помочь вам починить ваш грузовик (за определенное вознаграждение, разумеется).

Несколько комическая странность: водители женского пола с починкой никогда не помогают — делайте из этого какие вам угодно выводы. Несколько же обидная странность: полиция вообще никоим образом не придирается к NPC за те или иные нарушения, по-настоящему зорко наблюдая лишь за вами — все больше и больше по мере роста вашей компании и увеличения числа ваших подчиненных. Воистину, для своего жанра, невероятно странная игра… Впрочем, можно сказать, что именно это и делает её по своему уникальной.

КУПИТЬ

Дальнобойщики: Транспортная компания

Дальнобойщики: Транспортная компания

Трудно знать наверняка, кто и почему в 1C счел хорошей идеей выдать экономическую стратегию за очередную часть довольно популярной серии симуляторов дальнобойщика; лишь одно известно совершенно точно — не приглядевшиеся к скриншотам несчастные покупатели были преисполнены болезненного разочарования после первого же запуска игры.

Конечно, не потому что «Транспортная компания» совсем плоха, но потому что брать проект от одних разработчиков и пихать его в линейку иного жанра от других разработчиков не кажется совсем уж адекватным подходом к дистрибуции. Говорят, некогда в Konami сделали игру под названием The Room, побоялись, что не продастся, и прилепили к названию «Silent Hill 4». Может, и здесь мы недалеко ушли от подобных страхов.

Дальнобойщики: Транспортная компания

Как уже упоминалось, «Транспортная компания» сама по себе является достаточно неплохим «тайкуном», вооруженным приемлемой графикой, приятной экономической моделью и подробной схемой развития (даже менеджеры по персоналу имеют собственный уровень, потенциально снижающий расходы на зарплаты сотрудников); как водится, вам необходимо перевозить грузы до умопомрачения, то есть, до того, пока ваша фирма не достигнет потолка роста или не вырастет в стоимости до заоблачных пределов.

Нет, вы не можете сесть за руль самостоятельно. Да, вы можете купить себе эвакуатор. И инкассатор. И лесовоз. А что еще делать, когда обзавелся симулятором счетовода вместо симулятора дальнобойщика… Кстати, Nikita, компания, ответственная за симулятор счетовода, также привела в Россию небезызвестную MMORPG под названием Rappelz. Везде успели, прежде чем упраздниться в 2011-м.

КУПИТЬ

Дальнобойщики 3: Покорение Америки

Дальнобойщики 3: Покорение Америки

Последний гвоздь, прочно вбитый в крышку гроба более-менее именитой серии. Знаете, бывают такие игры, от которых просто отдает трэшем от начала и до конца — от типичной обложки со жгучей красоткой до сюжетной завязки про бравого русского водителя, приехавшего покорять просторы Калифорнии в масштабе один к десяти. Сюжетной завязки, Карл!

И поверьте, именем всех шести колес на моем тягаче (их шесть, правильно?), перипетии развивающейся по ходу игры истории заставят плясать брови на парализованном лице — настолько дик и неуместен сценарий, включающий в себя, вертеть его на мельнице, решения с последствиями! С ПОСЛЕДСТВИЯМИ, КАРЛ!

…«Дальнобойщики 3: Покорение Америки» — плохая игра. И даже смехотворный сюжет про заложников-стрельбу-взрывчатку можно сюда не приплетать. Достаточно присмотреться к тому как проект выглядит, как играется, как на него отреагировали игроки и критики на момент выхода… Обидно, что серия, предвосхитившая львиную долю механик ныне популярных ETS и ATS, скатилась настолько низко, что вместо сколько-нибудь успешного перехода в новую эпоху игростроя она просто взяла и пересекла точку абсолютного невозврата.

Но даже на этом эпопея «наших в Америке» не завершилась, ведь в те годы начала набирать обороты практика релиза DLС, и ребятки из SoftLab-NSK (и/или 1С) просто не могли упустить своего шанса. Третья часть «Дальнобойщиков» была сначала облагорожена «Большими гонками», добавлявшими, собственно, гонки и шесть тягачей, три из которых были недоступны в российском издании; затем же, на очереди ждал второй пакет дополнительного контента, что в теории должен был включать в себя кусочек Невады с Лас-Вегасом, но был успешно не разработан и отменен, потому что — потому что.

КУПИТЬ

Заключение

Кто знает, какое будущее могло бы ждать линейку «Дальнобойщиков», не окажись она основательно подраненной сначала выходом за пределы жанра, а затем самым что ни на есть мучительным возвращением туда.

Быть может, мы могли бы жить в мире, где существует больше одной качественной серии про грузоперевозки и где серьезная конкуренция в жанре могла бы значительно ускорить его развитие, поспособствовать разнообразию механик игрового процесса и даже пресечь неугомонный рост DLC, поощряя богатое наполнение контентом непосредственно на релизе (ну, это вряд ли, конечно).

Однако же, в суровой реальности остается лишь поднять воображаемый бокал за жизнь и смерть российской франшизы, имевшей надежду на лучшее, но почившую, на самом деле, не на лаврах, но на горьких воспоминаниях о нереализованном потенциале.

forevermore

Я знаю некоторых боссов Dark Souls лучше, чем собственных друзей. Но у меня хотя бы есть друзья, а значит еще не все потеряно.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
GMNG 980GMW
GMNG HSS-502
В центре внимания