Cubiq.ru

Серия Disciples – волшебная смесь стратегии и РПГ в готическом антураже

Межжанровые гибриды – далеко не редкость в геймдеве. Но далеко не каждой серии игр удавалось собрать в себе почти все лучшее из двух разных жанров. Поэтому мы решили рассказать вам про все части серии игр Disciples на ПК. Тем более, что уже не за горами выход желанной для многих фанатов Disciples: Liberation.

В наши дни найти стратегию без РПГ элементов почти невозможно – прокачка юнитов и командиров в том или ином виде стала для этих игр чуть ли не таким же обязательным элементом, как мини-карта и обведение рамочкой.

Но так было далеко не всегда. Вплоть до конца девяностых годов прошлого века в большинстве стратегий прокачка юнитов ограничивалась изучением новых технологий, дававших плюсики к статам или новые абилки. Одной из первых пошаговых стратегий, в которой появилась прокачка командиров, стала легендарная Heroes of Might and Magic, вышедшая в 1995 году.

Disciples

Именно с этой серией игр чаще всего и сравнивают «Последователей» (именно так слово «Disciples» переводится с английского). И на первый взгляд у них действительно немало общего – герой с отрядом бегает по фэнтезийным королевствам, убивает мобов и других героев, осаждает замки и одевается во все более модный шмот.

Но если HoMM все-таки был и остается именно стратегий с РПГ-составляющей, то Disciples удалось стать одним из первых полноценных гибридов, в котором стратегическая и ролевая составляющая были почти равноценны.

Началась история «Последователей» в 1999 году, когда канадская студия Strategy First, известная до этого по тактическим РПГ Jagged Alliance, выпустила первую игру серии.

Elvenar – градостроительная стратегия с RPG-элементами, явно вдохновленная незабвенными «Героями»: вам предстоит развивать свой замок, а также участвовать в пошаговых сражениях на расчерченной на гексы карте

Disciples: Sacred Lands (1999)

Disciples: Sacred Lands

Услышав слово «Disciples», большинство геймеров вспомнят в первую очередь о второй части. Это могло бы показаться странным, ведь все узнаваемые фишки серии появились в ней сразу же, а не добавлялись постепенно, как в тех же «героях». Но если вспомнить, что в конце девяностых фэнтезийные стратежки выпускали чуть ли не все, кому не лень, а Strategy First на тот момент кроме JA не выпускала вообще никаких других игр, то все становится на свои места.

Большинство крупных игровых изданий отнеслись к игре как к очередному проходняку, призванному срубить легких денег на модной теме, поэтому не уделили ей достаточного внимания. Доходило до смешного – некоторые издания писали обзоры на игру по ее пресс релизам, не поиграв в нее ни секунды. В лучшем случае писалось что-то вроде «вышел очередной клон Героев».

Все мог бы исправить грамотный маркетинг, но у GT Interactive Software, издававшей игру, были в то время другие проблемы – в начале года студия прошла через реструктуризацию и смену руководителя, а буквально через месяц после выхода Sacred Lands компания была поглощена Infogrames Entertainment. История серии могла бы закончиться, толком и не начавшись, но каким-то чудом обычные геймеры добрались до Sacred Lands, и смогли заценить по-настоящему уникальный геймплей.

Disciples: Sacred Lands

Поле боя в игре совсем не было похоже на привычное для HoMM, а больше напоминало классические JRPG – противники стояли друг напротив друга в два ряда по три клетки в каждом. В каждую клетку помещался лишь один воин (а особо крупные занимали целые две). Юниты ближнего боя могли бить только тех юнитов, до которых «дотягивались» (это делало милишников в заднем ряду абсолютно бесполезными, пока жив первый ряд), тогда как стрелки и маги умели карать абсолютно любого врага, а некоторые – всех сразу.

Сами юниты после каждого боя получали опыт, а достигнув определенного уровня могли превращаться в более продвинутых бойцов в зависимости от построенных в столице зданий. При этом цепочки апдейтов имели развилки и растягивались до 5 юнитов в ветке.

Столица у каждой расы на карте обычно находилась под защитой почти неубиваемого честным путем юнита, при этом в каждом сценарии были свои условия победы, а не банальное «уничтожьте всех героев и захватите все города противника». Были в игре и вспомогательные города, обычно нейтральные со старта, в них можно было подлечить своих бойцов или нанять новых.

Disciples: Sacred Lands

В игре было четыре расы – Империя людей, Легионы демонов, Орды нежити и Горные кланы, в рядах которых сосуществовали невысокие гномы и огромные ледяные гиганты. Героев было по пять типов на каждую из фракций, три основных и два вспомогательных. Основными классами у всех рас были:

  • мощный воин, рубивший врагов в рукопашную и имевший большее стартовое лидерство, от которого зависело количество доступных для отряда юнитов;
  • стрелок, который мог перемещаться по карте на большие расстояния;
  • маг, атака которого била по всем юнитам врага, а сам он мог использовать недоступные для других классов предметы.

По мере развития герои прокачивали атаку, защиту и лидерство, а иногда получали уникальные резисты, возможность юзать новые типы шмота и другие абилки. Два вспомогательных класса включали вора, который мог устраивать диверсии во вражеском тылу и воровать шмот, и постановщика жезлов – уникальный для каждой расы класс, занимавшийся захватом территории.

Disciples: Sacred Lands

Выглядело это так – особый юнит подбегал к шахтам и ставил возле них жезл, вокруг которого начинал разрастаться уникальный для каждой из рас тип земли. Вокруг жезлов нежити земля превращалась в мрачные болота и высохшие леса, на землях людей колосились буйные травы, земли кланов покрывались пушистым снежком, а владения демонов превращались в типичные пейзажи Ада с реками лавы и обгорелыми пнями. Все шахты, попавшие на принадлежавшую той или иной фракции землю, приносили доход только ей.

Заклинания кастовались только на стратегической карте и раз за ход, а мана для них не генерировалась героем, а добывалась из шахт. Зато одним удачным спеллом можно было снести до половины вражеских юнитов или даровать своим войскам полную неуязвимость к одной из стихий на ход.

При этом, в отличие от большинства игр того времени, различия между расами не были чисто декоративными. Кроме совершенно разных по эффекту заклинаний, каждая из рас имела уникальные фишки юнитов.

Воины смерти специализировались на парализации противников – атаки скелетов-фантомов обездвиживали жертв, а третий уровень развития призраков мог парализовать всю вражескую пати разом. К тому же отряды Орд щеголяли получитерскими оборотнями, которые были абсолютно неуязвимы к любым физическим атакам и становились настоящим кошмаром для начинающих игроков, не видевших смысла брать в отряд слабеньких на первых порах магов.

Легионы дьяволов могли повергать противников в ужас, принимать их облик (этим занимался доппельгангер) или даже превращать мощных рыцарей в безобидных бесят. Саппорты гномов накладывали на союзников мощные баффы, ну а священники людей умели лечить и даже воскрешать дружественных юнитов.

Наконец, в большинстве сценариев не было никаких легальных способов получить в свой отряд юнитов другой расы (максимум – нанять нейтральных наемников или получить по сюжету несколько юнитов неиграбельных рас).

Таким образом, геймеры, которые все-таки попробовали тогда игру, получили абсолютно уникальный продукт со множеством свежих для геймдева тех времен идей. Дальше сработало «сарафанное радио», и в целом проект не принес убытков, что заложило почву для сиквела.

Купить Disciples: Sacred Lands

Disciples II: Dark Prophecy (2002)

Disciples II: Dark Prophecy

Вторая часть и аддоны к ней (Gallean’s Return и Rise of the Elves) считается лучшей во всей серии как среди критиков, так и среди геймеров. Во многом так вышло, во-первых, потому что в отличие от первой части сиквел сразу после выхода был обласкан вниманием игровой прессы и получил высочайшие оценки, а во-вторых, из-за более мрачного антуража и гораздо более закрученного, чем у первой части сюжета.

И это при том, что с точки зрения геймплея изменения в «Темном пророчестве» были минимальны – юниты после превращения в самую мощную версию теперь все равно получали уровни и прокачивали статы, бои стали трехмерными, к тому же в них стало возможным юзать зелья, магические шары и прочие расходники (по 2 за бой). В остальном игра была такой же, как оригинал.

Disciples II: Dark Prophecy

Зато вместо набора фэнтезийных клише, которые были основой сюжета первой части, мы получили несколько эпических пересекающихся саг. Богиня смерти Мортис, которая в первой части мстила гномьему божеству за смерть мужа, теперь пытается вернуть супруга с того света. Гномы, потеряв небесного покровителя, пытаются остановить неминуемый после такого события конец света.

Демоны воплощают дух своего повелителя в теле имперского наследника, офигевают, когда тот оказывается немного не тем, что ожидалось, и устраивают настоящую гражданскую войну в Аду. Люди офигевают от того, что всеми любимый принц извергает фаерболлы и светит красными глазами, а потом пытаются отбиваться от прущих со всех сторон демонов, скелетов и чего похуже.

Под конец офигевает уже Мортис, когда воскресший муженек говорит что-то в духе «ты слишком худая и костлявая» и возглавляет нашествие эльфов на всех остальных. Вокруг всех них мечутся офигевшие от таких раскладов орки и признавшие в Мортис свою бывшую богиню русалки с кракенами.

Приключения эльфов, кстати, шли отдельным аддоном, благодаря чему к четырем расам оригинала чуть позже добавилась пятая.

Благодаря такому запредельному градусу эпичности и готичности игре удалось выиграть конкуренцию с вышедшими в тот же год Heroes IV. Тем более, что «Последователи» сохранили верность традициям, тогда как новые «Герои» вобрали в себя слишком много новомодных фишек и перестали походить сами на себя.

Все аддоны, кстати, вышли в том же году, что и оригинал. А дальше Strategy First обанкротилась и права на серию попали в цепкие лапы российской компании Акелла.

Купить Disciples II: Gallean’s ReturnКупить Disciples II: Rise of the Elves

Disciples III: Renaissance (2009)

Disciples III: Renaissance

Разработка третьей части началась в 2005 году. Дата релиза при этом переносилась несколько раз, и в итоге «Ренессанс» вышел, когда его уже почти никто не ждал. И ладно бы это были просто старые добрые Дисайплз в новой обертке – но Акелла зачем-то решила добавить в игру модные фишки (напомним, это ровно то, что убило четвертых «Героев»).

Например, поле боя теперь покрывали модные гексы, по которым юниты могли носиться друг к другу. В итоге отлаженный во второй части до идеала баланс пошел на свидание с Мортис, что мало кого порадовало. К тому же, как водилось в 2009 году, игра была полна багов и недоработок.

Последующие аддоны Resurrection и Reincarnation добавляли в игру новый контент (включая зачем-то убранные из ваниллы Орды нежити), но не смогли ни воскресить интерес игроков, ни реинкарнировать ту самую атмосферу. В итоге подразделение Акеллы, отвечавшее за разработку серии, предсказуемо закрылось в 2010 году, чуть ли не сразу после выхода Resurrection. Часть сотрудников перешла в получившую права на игру Hex Studio, которая после этого прожила два года и тоже закрылась, а в 2014 году каким-то чудом вышла англоязычная версия последнего аддона, скачать которую можно в Steam.

Купить Disciples III

Disciples: Liberation

Disciples: Liberation

И наконец, спустя целых 12 лет, Kalypso Media в сотрудничестве с командой из Frima Studio, в последнее время занимавшейся преимущественно мобильными играми, анонсировали долгожданную Disciples: Liberation.

Игроков ждут три масштабных сюжетных акта с более чем двумя сотнями заданий, раскиданных по всему Неведаару, характерные для серии фракции, четыре класса героев и пять десятков юнитов, доступных для найма, а сражения будут проходить на классических гексагональных полях.

По заявлениям разработчиков, в Liberation появятся политическая система и исполинские боссы, к каждому из которых необходим уникальный подход. Проект получит официальную русскую локализацию – в озвучке принимают участие свыше сорока актеров, а также мультиплеер для сетевых баталий между игроками.

Релиз Disciples: Liberation запланирован на 18 ноября 2021 года. Игра выйдет на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series X|S. Игра уже доступна для предзаказа в Steam.

Купить Disciples: Liberation

Заключение

Серия игр Disciples яркой звездой взошла на рубеже тысячелетий, порадовав фанатов РПГ и пошаговых стратегий проработанной игровой вселенной, уникальными механикой и неповторимой атмосферой. Несмотря на грустную историю с Disciples III, у нас остается надежда на достойное возрождение серии в лице Liberation. Тем более, что разработчики твердо намерены сохранить и осовременить основную концепцию франшизы.

AXXID

Я ужасно любопытный и постоянно попадаю в неприятности. И вот за окном светает, на столе четвертая кружка с кофе, прячусь в шкафу и все пытаются меня убить: ну и как тут заснуть? Прелесть в том, что никогда заранее не знаешь, где найдешь себя под утро. Так я живу уже очень много лет и меня все устраивает.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания
Обзор игровой акустики Razer Nommo Pro – Едва сдерживаемая мощь
Следите за новостями в нашем Telegram-канале