- Разработчик: 1C Entertainment
- Издатель: 1C Entertainment
- Дата выхода: 24 августа 2021 года
С King’s Bounty автор этой статьи знаком не понаслышке. В начале 2010 года я тесно общался с оригинальной игрой, а лет пять спустя не без удовольствия прошел все ее ремейки от Katauri. Быть непредвзятым в моем положении трудно, поскольку сиквел, разработанный 1C Entertainment, напоминает сразу обе инкарнации франшизы, и одновременно десятки других, в том числе российских ролевых проектов, от которых у меня в известном смысле сводит скулы.
Вместе с тем King’s Bounty 2 не создает впечатление какой-то оригинальной и принципиально новой ролевой игры. Масштабной – да, красивой – безусловно, интересной – очень, да еще и довольно эпической, но абсолютно все механики и даже визуальный стиль проекта несут на себе печать классических RPG. Любой другой сиквел мог бы проиграть от такого подхода, но только не этот. 1C сменили ракурс и написали новые истории, но сохранили наследный дух серии.
Герои и истории
King’s Bounty 2 предлагает игрокам выбрать одного из трех персонажей: Воина Айвара, что некогда преданно служил в Королевской Гвардии, но был изгнан после переворота, в результате которого на трон Нострии сел король Клавдий; мага Катарину из знатного рода графов Ригена, что странствовала десятки лет в поисках знаний и древних артефактов; и паладина Эльзу – простую девушку из крестьянской семьи, что однажды обрела божественные силы и возомнила себя мессией, чья цель — очистить Нострию от произвола властей, бесконечных склок и напастей.
У каждого героя была собственная причина оказаться в Марцелле. Эльза, например, прибыла во Вселенский Собор с тем, чтобы просить у короля войско и звание для своей великой миссии. Катарина намеревалась вернуть себе власть в графстве, которую в отсутствие колдуньи захватил племянник, а Айвара в собор пригласили, пообещав прощение и новую должность в гвардии.
Тем не менее в зачине история принимает один и тот же оборот: на прием является незнакомец, пророчит Нострии темные времена и тычет пальцем в Айвара/Катарину/Эльзу как в спасителя, а затем королю Клавдию становится плохо и в его отравлении обвиняют избранного персонажа. Игра начинается спустя полгода, которые герой коротал в темнице на Альбийском нагорье.
Важно понимать, что это не параллельные сюжеты и протагонисты не будут пересекаться друг с другом на протяжении кампании. Каждому из них уготован примерно один и тот же ветвистый путь, а игрокам постоянно придется решать, в какую сторону податься и как поступить в том или ином случае.
Вместе с тем, основные черты их характера сильно различаются, что сказывается буквально в каждом диалоге. Немолодой и умудренный жизнью Айвар будет реагировать на мир в спокойной, немного ироничной манере, Катарина несколько высокомерна, но справедлива и в целом добра, а Эльза вероломна и прямолинейна, но иногда до безобразия наивна.
На мой вкус озвучка последней досталась довольно посредственная, в то время как другие персонажи и большая часть NPC получили неплохие голоса, но тоже не все. Не так давно на фоне выхода Black Book услышал мнение, что уж в русской то игре озвучка быть плохой никак не может, но в какие-то отдельные моменты King’s Bounty 2 доказывает обратное.
Каждый герой начинает игру с уникальными талантами, определяющими его предрасположенность к тому или иному идеалу. Но это вовсе не означает, что Айвар не сможет использовать в бою заклинания, а из Катарины получится плохой лидер. Тем не менее у наемника военное дело изначально выше, колдунья сразу владеет несколькими школами магии, а отряды девушки-паладина лучше защищены.
Схватки и странствия
Как и в оригинальных версиях King’s Bounty, игровой процесс делится на свободное перемещение героя по локациям и пошаговые сражения. Несмотря на то, что камера уехала за плечи протагонистов, открыв игрокам потрясающе волшебные виды на Нострию, разработчики сохранили коридорный дизайн уровней, строго очертив границы дозволенного непреодолимыми элементами ландшафта.
Подобно классическим ролевым играм, внешний вид персонажа начнет меняться в зависимости от его экипировки. Он сможет свободно путешествовать на лошади или пешком, исследовать множество ответвлений и закоулков в поисках секретов, записок и ценностей, но по-прежнему будет строго ограничен сюжетными событиями, преграждающими путь.
Здесь стоит отдать должное и художникам, и дизайнерам 1С. Графика в игре не сногсшибательная, но невероятно «ламповая». Детально проработанное окружение, теплая цветовая гамма, звуковое наполнение мира погружают в происходящее с невероятной силой, и чтобы вы наверняка не смогли выбраться наружу, в процессе активно участвует повествовательный момент.
Конклавы магов и ведьмовские культы, тролли и големы, дворцовые интриги и мрачные пророчества. Если сперва игра может показаться чрезмерно юмористической и несерьезной, то со временем вас мягко накрывает настоящая лавина самого что ни на есть эпического фэнтези. Но не такого, как описывает Мартин или Толкиен, а вроде тех чудесных произведений не самых популярных авторов, которые мы запойно поглощали вместо школьной литературы на лето.
При этом поначалу все кажется каким-то очень сумбурным, от обилия новой информации, незнакомых названий и имен кружится голова. Но уже через час-другой все прочитанное и услышанное вами обретает смысл. Вот колдунья, про которую я прочитал в заметках странника, вот ущелье, где часто гибнут люди и теперь понятно почему. Становится ясно, что погубило деревню, в которой вы были не так давно по каким-то своим делам. А вот те самые крестьяне, изгнанные из домов мором, про который я вообще случайно узнал из беседы двух стражников.
Почти все имена и все истории, которые вы случайно нашли в мире и скорее всего успели чуть-чуть подзабыть со временем получают физическое подкрепление. Одни сюжеты сплетаются с другими, протягиваются причинно-следственные нити, и вот через каких-то несколько часов перед вами потрясающий, новый мир King’s Bounty 2, в котором хочется заблудиться окончательно.
Разработчики выбрали очень специфический подход к повествованию. Про ту же ситуацию с покушением в соборе вы узнаете уже после того, как полностью пройдете первую карту, а главный антагонист «погибель» упоминается по чуть-чуть во множестве разных мест, но что именно она из себя представляет, в чем действительно заключается ваша задача, выяснится лишь после встречи с пророком. Не уверен, как именно, но такой способ подачи истории в игре отлично работает и вызывает исключительно вау-эффект.
Возвращаясь к игровому процессу, важно отметить ряд нововведений, положительно сказавшихся на боевой и исследовательской составляющих. Так, в игре очень много занимательных книг с отсылками к предыдущим частям франшизы и другим играм, а также простых мини-пазлов и рандомных сокровищ, сулящих внимательным исследователям золото и эпическую экипировку.
Деньгам в King’s Bounty 2 будут очень рады торговцы юнитами, продавцы магических штучек и снаряжения. Чтобы после боя восстановить погибших членов отряда также потребуется отсыпать горсть монет. Если отряд будет уничтожен целиком, вернуть его к жизни таким образом уже не удастся.
По большей части тактическая боевая система осталась прежней. У всех отрядов есть сильные и слабые стороны, активные и пассивные способности. Вы можете взять до пяти юнитов в армию и сколько угодно хранить в резерве, а бой проходит в пошаговом режиме, где очередность ходов определяют очки инициативы.
Разве что теперь в сражениях важную роль играет ландшафт, при помощи которого можно грамотно позиционировать армию на карте, а сами карты не генерируются согласно общему антуражу местности, но полностью дублируют территорию, на которой вы столкнулись с противником.
Немаловажную роль играет и мана, которая теперь отнюдь не бесконечна. Герои получают ее в награду за задания, иногда находят в тайниках и вытягивают какое-то количество из специальных кристаллов, но прикоснуться к каждому можно лишь раз.
Мана по старинке расходуется на изучение заклинаний из свитков и на применение этих заклинаний из книги. Количество маны в бою ограничено знанием и общим ресурсом маны героя, так что даже заправский колдун лишний раз подумает, прежде чем расходовать большое количество энергии на разрушительное заклинание, если можно будет обойтись силами отряда. На рациональном расходе золота и маны и построена система менеджмента ресурсов игры.
Задания и принятые решения
Прогресс вашего героя неразрывно связан с системой основных и побочных квестов. Заданий в King’s Bounty 2 очень много. Почти все они интересные и запоминающиеся, что иной раз и не отличишь сайдквест от основного поручения. В этом отношении игра отчасти напоминает третьего «Ведьмака».
Практически каждая задача предполагает несколько вариантов решения. В зависимости от выбора, герои получают опыт, награды и очки одного из четырех идеалов. Вы не всегда будете понимать, какие последствия сулит вам тот или иной выбор, зато будете заранее знать, к какому из идеалов они относятся.
При достижении нового уровня герой получает очки талантов, которые может вложить в один из четырех идеалов. Ветка порядка построена на лидерстве и защите, противоположная ей анархия – на наживе и контрдействиях, сила развивает армию, искусность – магический потенциал. Первые таланты доступны абсолютно всем, но, чтобы углубиться в постижение идеала, герой должен поступать сообразно его принципам.
Чтобы не вызывать у игроков диссонанс, принуждая их действовать вразрез со своей совестью ради продвижения по избранной ветке, разработчики постарались выстроить все квесты таким образом, чтобы любой из выборов имел право на существование с моральной точки зрения, а зло (если исключить «погибель») никогда не было бы абсолютным и беспочвенным. Нужно отдать им должное, ведь в большинстве случаев все именно так и обстоит.
Вопросы возникают непосредственно к веткам, одни из которых кажутся значительно привлекательнее других. Та же анархия, на мой вкус, куда менее привлекательна, нежели порядок с его воскрешением и возможностью снизить штрафы лояльности за разношерстные отряды в армии героя.
Впрочем, ничто не мешает игрокам до определенной поры балансировать где-то между несколькими идеалами, понемногу черпая положительные свойства у каждого. Нужно лишь помнить, что в определенный момент игры герой окончательно примет один наиболее развитый идеал, и тогда выбирать уже не придется.
Из незначительных, на мой взгляд, упущений, можно отметить очень странную систему оценки опасности противника. Раньше, столкнувшись с армией с тегом «непобедимый», я даже и помышлять бы не смел о нападении, а здесь они на поверку могут оказаться очень даже «победимыми», если грамотно использовать особенности ландшафта, магию и тактику.
Иногда герой получает бафы, вроде «насыщения маной» после использования кристалла, но я так и не нашел, где посмотреть их описания. Игре также не помешала бы отдельная библиотека для найденных книг и записок, чтобы иметь возможность освежить в памяти какие-то отдельные эпизоды, а также не повредил бы фоторежим, потому что местами ну очень красиво.
Зато к искусственному интеллекту у меня претензий не возникло. Я бегло читал некоторые заметки тестеров, которые сетовали на то, что ИИ часто ошибается. Да, у него действительно случаются промахи, но гораздо чаще противник действует раздражающе эффективно, успешно применяя и укрытия, и возвышенности, и сильные стороны своих юнитов.
Заключение
Пока я исследовал новую работу 1С Entertainment, меня не покидало чувство легкой печали. Светлой тоски по тем чудесным временам, когда многие видеоигры умели создавать похожее настроение. «Сейчас уже таких не делают», сказал бы я не без досады прежде. Но нет, еще как делают! И King’s Bounty 2 тому живой пример.
Сиквел угодит не всем. Одним игрокам покажется, что их свободу действий сильно ограничивают, другим не понравится размеренный темп игры, но ценителям ярких историй, тактических сражений и классического фэнтези без всяких там «темных» и «альтернативно-исторических» вкраплений, она придется по душе вне всяких сомнений.