Cubiq.ru

Обзор Age of Empires IV – все как встарь

Пятнадцать лет и несколько переизданий потребовалось Age of Empires, чтобы перейти в четвертую эпоху. Хорошо это или плохо, но Relic Entertainment не решились ломать привычные шаблоны и создали предельно узнаваемую RTS, которая не столько развивает серию, сколько возвращает к истокам.

  • Разработчик: Relic Entertainment, World’s Edge
  • Издатель: Xbox Game Studios
  • Дата выхода: 28 октября 2021 года

В непривычной для себя манере я решил начать с критики. Можете упрекнуть меня в занудстве, но по моему мнению создание современной номерной части одной из самых популярных стратегий на основе механик пятнадцати и двадцатилетней давности выглядит как попытка угодить олдфагам, а не выпустить проект для сегодняшнего игрока.

И если задача заключалась в том, чтобы ни на шаг не отступить от формулы Ensemble Studios, Relic Entertainment справились с ней блестяще, отказавшись от всякой перспективы развития серии как от самого ненадежного компонента успеха.

В результате их игра застыла на уровне доминирующих rock-paper-scissors принципов (с некоторой асимметрией при поправке на цивилизацию), получила сильно урезанные экономические решения третьей части и невыразительный по сегодняшним меркам внешний вид при достаточно высоких требованиях к системе.

Age of Empires IV

Наш рабочий люд опять гремит кирками в карьерах и на приисках, валит лес и добывает пищу посредством рыбной ловли, охоты, собирательства и сельского хозяйства – они сами сеют поля и сами пожинают урожай. И никого не смущает, что близлежащая мельница еще и служит скотобойней, и сушильней для ягод и рыбным складом.

Не стоит грезить о жилых домиках и строениях, которые меняют внешний вид по мере процветания цивилизации, забудьте о возможности вращать постройки, чтобы символично разместить свой роскошный донжон в центре столицы. В этом отношении все аутентично, прямо как в стратегиях из времен, когда на большее просто не хватило бы мощностей.

Хотите индивидуальности – занимайтесь ей вне боя, в меню персонализации профиля, куда Relic Entertainment добавили рейтинговую систему. Сможете гербы настроить, поставить себе портрет по настроению и выбрать монумент – декоративную конструкцию, которая будет красоваться во дворе вашего главного здания городского совета. Ежедневные поручения, уровни аккаунта – уж здесь то игроделы к современным веяниям присмотрелись.

Age of Empires IV

Нет, оживление классики — это хорошо, это даже здорово, и я всегда радуюсь таким проектам, когда они выходят в рамках ремастеров или ремейков. Но когда именитая стратегия получает гордую цифру четыре, играется почти на уровне части с цифрой два и выглядит едва ли не хуже, чем часть с цифрой три версии Definitive Edition, складывается ощущение, что где-то меня пытаются наколоть.

И ладно геймплей, пусть на изьезженный, но проверенный временем и улучшенный шаблон обязательно найдется благодарный игрок, но графика – к ней у меня больше всего претензий: бедные на растительность текстуры поверхностей, натянутые на такой же скучный ландшафт; простенькие, слабо детализированные модельки юнитов и структур с совершенно невзрачными анимациями.

Где насыщенные краски с густыми тенями и неспокойные, бликующие на солнце воды? Почему верные спутники войны дым и огонь нарисованы так плохо? Взгляните на выпущенную в 2017 году Spellforce 3, посмотрите, какая атмосфера в Frostpunk или в Anno 1800. На дворе без двух месяцев 2022-й, а Age of Empires IV почти нечего предложить нашим зрительным рецепторам.

Age of Empires IV

Четвертая часть стартует с восемью цивилизациями и четырьмя кампаниями, охватывающими истории нормандского завоевания Англии, столетнюю войну между Англией и Францией, расцвет и падение Великой Монгольской империи и основание древней Москвы.

Разработчики добавили в качестве наград за прохождение каждого сценария видеоролики с достопримечательными местами, какими-то занимательными подробностями и страничками с кратким изложением хронологии событий. Этакий элемент коллекционирования для поклонников средневековья и военно-исторических реконструкций в дополнение ко внутренней системе достижений.

Теперь, чтобы перемахнуть в следующую эпоху (из темной в феодальную, затем в замковую и в имперскую), игроки должны построить какую-то достопримечательность – одну из двух на выбор для каждого исторического периода. Англичане возводят замки и аббатства, русичи – монастыри и соборы, китайцы могут даже заставу Великой китайской стены воткнуть.

Age of Empires IV

Каждое сооружение дает какой-то свой бонус для цивилизации, впрочем, и без них фракции в Age of Empires IV в каких-то нюансах довольно сильно друг от друга отличаются. И дело не только в уникальных юнитах, с которыми мы и в предыдущих частях сталкивались, а в различных бонусах и технологиях.

У англичан, например, поселенцы вооружены луками, их заставы проще оборонять из-за прироста к скорости атаки юнитов; монголы народ кочевой, все их постройки можно переносить и с добычей пищи у них полный порядок; а религиозные настроения султаната позволяют им бесплатно изучать технологии. Занятно, что они единственная фракция в игре, не употребляющая в пищу мясо диких свинок.

Механики дани и торговли для поздней экономики упростили, но оставили. Теперь цивилизации возводят базары, на которых можно обменивать золото на ресурсы как в HoMM и нанимать караванщиков, отправляя их курсировать между факториями и рынками, чтобы приносить пассивный доход в вашу казну.

Age of Empires IV

Ну и о каком вообще Age of Empires может идти речь, если в ней не будет осад и осадных орудий: спрингалды, магнонели, требушеты, бомбарды. Боевые юниты могут строить тараны, укрываясь от стрел под их щитами, сооружать осадные башни, чтобы взбираться на стены и атаковать стрелков, которых теперь на эти стены можно заводить. Не так масштабно, как в Total War или в Stronghold, но все же.

Пусть Relic Entertainment к основным механикам подошли излишне на мой вкус деликатно, зато поработали на совесть с отдельными деталями и quality-of-life элементами. Геймплейно игра стала удобнее, совершеннее предщественниц. В ней появились гибкие настройки, удобная для освоения плитка горячих клавиш, упрощенный и понятный интерфейс.

Теперь у нас лишь два небольших оконца по углам: слева все четыре ресурса, количество рабочих их добывающих и рабочих, стоящих без дела, а справа мини-карта с системой простейших сигналов для сообщения с союзниками. Еще одно окно с описаниями и командами появляется, когда выделяешь юнита или структуру.

Age of Empires IV

Юниты теперь активно реагируют на происходящее, встречают противников злобными возгласами, ликуют, если вражеский отряд разбит или пустился в бегство, переходят на шепот, когда прячутся в тенях деревьев. Болтают каждый на своем: китайцы на мандаринском, делийцы на фарси, наши предки на забавном древнерусском.

ИИ в игре не примечателен, он может равнодушно наблюдать как ваш юнит ковыряет стену его крепости, не любит играть в догонялки с отступающим отрядом, странно выбирает цели, залипает в труднопроходимых местах. В зависимости от уровня сложности он меняет разве что основную стратегию – на низком играет от защиты, на высоком переходит в очень агрессивное наступление.

Age of Empires IV

Есть еще сюжетный режим для расслабленной игры в кампанию, в котором ИИ вообще почти ничего не предпринимает, а для всего остального предусмотрены испытания, пользовательская игра с настраиваемыми сценариями и конечно же мультиплеер возможностью играть против компьютерного противника – до восьми участников в сессии.

Помимо базового обучения, разработчики решили сохранить режим «Искусство Войны» — продвинутую школу с медалями за быстрое прохождение. В нем предусмотрены испытания для постижения основ ранней и поздней экономики, сражений и осад с использованием ограниченного количества ресурсов.


На мой вкус, Age of Empires IV недостаточно хороша, чтобы взять на себя роль четвертой номерной части серии. Она хороша в рамках франшизы в целом, как некая квинтэссенция предыдущих, наиболее удачных решений. Если смотреть под этим углом, выходит очень добротная, но именно что старая Age of Empires, а ее внешняя сторона лишний раз подчеркивает это впечатление.

Мне не хватило красок, эффектов, и сотен визуальных и геймплейных мелочей, которые могли бы по-настоящему оживить Age of Empires IV, превратить ее в военно-экономическую стратегию в средневековом сеттинге, которую действительно стоило ждать целых пятнадцать лет, от вида которой захватывало бы дух и тянуло на поля сражений, даже если опыта сильно недостает.

Повторюсь, я не говорю, что игра плохая или неудачная, (возможно, все не так плохо, как я описал), но для себя я не нашел в Age of Empires IV ничего необычного – она слишком классическая, и для одних игроков это обстоятельство станет лишним поводом в нее радостно ворваться, тогда как других может и заземлить.

Рейтинг читателей0 Оценок
0
Плюсы
Аутентичный геймплей за вычетом сложных экономических механик
Много дружелюбных к новичкам QOL-решений
Познавательные видеоролики и тексты
Потенциально отличная площадка для сетевых сражений
Минусы
Невыразительные анимации и графика
Игра не привносит ничего нового в серию
Есть небольшие проблемы с оптимизацией
7.5
AXXID

Я ужасно любопытный и постоянно попадаю в неприятности. И вот за окном светает, на столе четвертая кружка с кофе, прячусь в шкафу и все пытаются меня убить: ну и как тут заснуть? Прелесть в том, что никогда заранее не знаешь, где найдешь себя под утро. Так я живу уже очень много лет и меня все устраивает.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
SureFire Skirmish
Motorola moto g60s
В центре внимания