Cubiq.ru

Лучшие игры Хидео Кодзимы

Хидео Кодзима – одна из знаковых фигур индустрии видеоигр. Его имя стоит в одном ряду с Сигэру Миямото (создателем серий Mario и Zelda) и Хиронобу Сакагути (которому мы обязаны появлением Final Fantasy), а на постсоветском пространстве, пожалуй, даже известнее их. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру в игровой индустрии гениальный разработчик участвовал в создании более пятнадцати проектов, большинство из которых были восторженно приняты критиками, даже если не добились коммерческого успеха.

Мы решили вспомнить лучшие из игр, над которыми он работал. И хотя большинство сможет назвать лишь серию Metal Gear, другие игры, созданные им вне легендарной серии, определенно заслуживают не меньшего внимания.

Мы учитываем здесь игры, в которых Кодзима выступал непосредственно разработчиком, поэтому такие тайтлы, как Castlevania: Lords of Shadow и Metal Gear Rising: Revengeance, где гений выступал лишь продюсером, оставим за бортом.

[toc]

Penguin Adventure (1986)

Penguin Adventure (1986)

Первая игра, над которой работал начинающий дизайнер Хидео Кодзима. Несмотря на несерьезный стиль и простой сюжет, уже в ней заметны некоторые идеи и приемы разработчика: разнообразные уровни с шорткатами, несколько концовок, включая хорошую, плохую и секретную, а также множество изобретательных мини-игр. Именно «Приключения пингвина» дали Кодзиме возможность вырасти из помощника дизайнера до создателя собственного проекта – а именно Metal Gear.

Metal Gear (1987)

Metal Gear (1987)

Metal Gear досталась Хидео Кодзиме от старшего сотрудника, и свежеиспеченный глава разработки тут же принялся все переделывать. В первую очередь, он решил превратить типичную стрелялку во что-то более напряженное – так появился жанр «стелс-экшен», где геймплей был сосредоточен на «игре в прятки», а не стрельбе; частично это было обусловлено техническими ограничениями консоли MSX2, для которой разрабатывалась игра.

В Metal Gear впервые появились Солид Снейк и Большой Босс, а сценарий игры был лихо закручен, раскрывая перед игроками захватывающую историю о разоблачении тайного заговора и охоте за оружием массового уничтожения.

Игра была положительно принята, войдя в двадцатку самых продаваемых игр для MSX2, а Konami решила портировать ее на Famicom без согласия Кодзимы, отчего тот впоследствии публично отрекся от порта.

Snatcher (1988)

Snatcher (1988)

Идея в основе Snatcher сильно напоминает культовый фильм «Бегущий по лезвию», но по мере развития сюжета игра Кодзимы все сильнее отдаляется от своего источника вдохновения. Как и в большинстве игр разработчика, в сюжете фигурируют Холодная война и Советский Союз. Несмотря на то, что Snatcher не добилась значительных успехов, особенно в Северной Америке, те, кто в нее играл, отмечают, насколько ее сюжет опередил свое время.

Metal Gear 2: Solid Snake (1990)

Metal Gear 2: Solid Snake (1990)

Metal Gear 1987 года основала целый жанр, но ее официальному продолжению, Metal Gear 2: Solid Snake, удалось стать лучше предшественницы во всех мыслимых аспектах. Геймплей был более напряженным, эстетика – более четко выраженной, а сюжет заложил основы тем, которые в дальнейшем будет исследовать серия.

Первая часть – крепкий орешек, но Solid Snake навсегда останется классикой. Фанаты серии, играющие впервые, определенно заметят множество сходств с Metal Gear Solid, как если бы игра 1998 года была просто трехмерным ремейком.

Policenauts (1994)

Policenauts (1994)

Недоброжелатели, которые клеймят серию Metal Gear за то, что это скорее кино, чем игра, явно не играли в некоторые другие игры Кодзимы. Policenauts – point’n’click квест, который больше напоминает визуальную новеллу, чем игру. Большая часть игрового процесса представляет собой изучение места преступления в поиске нужной улики, но для поддержания динамики иногда появляются участки с линейной стрельбой от первого лица.

Эта футуристическая детективная история получила восторженные отзывы за свое эстетическое исполнение и захватывающий сюжет о нелегальной торговле органами. К сожалению, официально игра не была переведена даже на английский.

Metal Gear Solid (1998)

Metal Gear Solid (1998)

Выпустив две части Metal Gear, Кодзима пришел к решению, что они не очень известны на Западе, а значит, серию можно перезапустить – в модном для конца 90-х 3D. Благодаря своей первой трехмерной игре серия Metal Gear стала признанным авторитетом. Полностью озвученные кат-сцены в те времена были редкостью, а сюжет заложил основы всей последующей серии.

Здесь нет инноваций типа прицеливания от первого лица, перекатов или выглядывания из-за углов, но это не мешает игре и сегодня оставаться такой же прекрасной, как и двадцать лет назад.

Некоторые моменты вошли в историю видеоигр как культовые, не в последнюю очередь эпизод с чтением Психо Мантисом карты памяти PS1. Есть и другие уникальные особенности: например, удивительная интеграция обучения в игре и реальности, с объяснением назначения клавиш с точки зрения боевых приемов, или комментарии напарников Снейка относительно недостаточно частого сохранения прогресса. Такое внимание к деталям не встретить и во многих современных играх.

Купить (РС)

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Некоторые произведения искусства вдохновляются текущим моментом, чтобы придать сюжету более глубокое значение. Metal Gear Solid 2 – во многом продукт рубежа тысячелетий, с его развитием Интернета, появлением у человечества новой возможности передавать огромные объемы данных и ее значением для каждого отдельного человека.

Конечно, великий сюжет — ничто без хорошего геймплея, и в этом плане MGS2 тоже не подвела. В ней сохранились основные принципы серии, но добавилось несколько маневров, которые кардинально изменили игру в «кошки-мышки» игрока и его противников. Кроме того, в игре был беспрецедентный уровень взаимодействия с окружением, например, можно было прятать тела врагов в шкафах, стрелять по их рациям, чтобы они не смогли вызвать подкрепление и даже прострелить ведро со льдом и смотреть, как его кубики медленно тают.

Однако многим геймерам Metal Gear Solid 2 запомнилась беспрецедентным уровнем троллинга со стороны Кодзимы: строя рекламную кампанию на использовании образа Солида Снейка, разработчик позволил поиграть за него только в прологе, отдав основную роль новичку по имени Райден, существование которого до последнего момента держали в тайне. Такую выходку не простили бы любому другому геймдизайнеру, но в случае с Кодзимой шалость удалась.

Zone Of The Enders: The 2nd Runner (2003)

Zone Of The Enders: The 2nd Runner (2003)

Первая Zone of the Enders – тоже фантастическая игра, но за более отлаженный геймплей и разнообразие миссий в этот список попадает именно эта часть. Кроме того, благодаря стильному дизайну и технической реализации она сильно выделялась среди современников.

Основную работу по визуальному оформлению проекта проделал Ёдзи Синкава, поэтому сходство с серией Metal Gear довольно заметно. И пусть Кодзима здесь был только продюсером, а не руководителем проекта, его почерк в игре чувствуется гораздо сильнее, чем в других играх, которые он продюсировал.

Купить (РС) Купить (PS)

Metal Gear Solid: The Twin Snakes (2004)

Metal Gear Solid: The Twin Snakes (2004)

The Twin Snakes – ремейк первой Metal Gear Solid для консоли GameCube, с улучшенной графикой, позаимствованными из MGS 2 механиками, а также новой озвучкой на английском языке. Разработчики не тронули сценарий, но значительно прокачали геймплей, добавив перестрелки от первого лица и улучшения ИИ: например, вражеские бойцы стали вести себя более логично и даже «общаться» друг с другом.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Каждая игра серии Metal Gear значительно меняет ее формат, но никто не мог предвидеть, что после футуристически стерильных военных баз серия окажется в российской тайге 1964 года. Эта перемена многих поразила, но игра стала достойной преемницей Metal Gear Solid 2.

Локации стали более открытыми, предоставляя новые возможности для геймплея, а сюжет во многом игнорировал будущие события серии (хотя впоследствии все они были объединены в Metal Gear Solid 4). Кроме того, благодаря введению шкалы выносливости и возможности получить травмы в игре гораздо важнее стало выживать, а не просто прятаться в тенях.

В главной роли на этот раз выступил оперативник Нейкед Снейк (он же Биг Босс), а сценарий получил одну из самых эмоциональных концовок в истории видеоигр и один из самых крутых босс-файтов – речь, конечно же, идет о противостоянии с искусным снайпером с позывным Энд.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

Guns of the Patriots, к большому сожалению многих поклонников серии, стала эксклюзивом консоли PS3, и не выходила на других платформах, включая более поздние консоли PlayStation.

Играя за постаревшего Солида Снейка, геймеры действовали с видом от третьего лица (с возможностью переключаться на вид от первого лица), использовали уникальный маскировочный костюм, позволяющий маскироваться под цвет окружения, а также управляли роботом-помощником, которого Кодзима позаимствовал из своей же игры Snatcher.

Metal Gear Solid 4 выжимала все соки из PlayStation 3, впечатляла захватывающими геймплейными идеями, а также не жалела времени игроков – например, здесь встречались 40-минутные кат-сцены.

А еще Guns of the Patriots сопровождалась многопользовательским тактическим шутером Metal Gear Online, в котором команды игроков сражались друг с другом в разнообразных сетевых режимах. Игра просуществовала до 2012 года, после чего ее серверы были отключены.

Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)

Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)

Несмотря на выход на портативной платформе (PSP), Metal Gear Solid: Peace Walker является каноничной частью серии Metal Gear Solid, причем изначально планировалось дать ей цифру «5» в заголовке. Спустя год после релиза игра вышла на PS3 и Xbox 360.

Посвященная деятельности Нейкед Снейка во главе отряда, который в будущем станет костяком Outer Heaven, игра раскрывала некоторые подробности третьей части Metal Gear Solid, а также давала возможность играть в кооперативе.

Желание получить лучшее снаряжение существенно увеличивало реиграбельность, а благодаря уникальной структуре сюжета у игрока оставались вопросы даже после финальных титров. И хотя это тоже внесло свой вклад в появление игры в данном списке, хватило бы и впечатляющей работы по адаптации сложной системы управления серии для PSP.

Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (2014)

Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (2014)

Ground Zeroes стала продолжением Peace Walker и приквелом к последовавшей Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Несмотря на то, что Кодзима выпустил, по сути, демоверсию грядущей игры, в ней было чем заняться – даже на единственной доступной карте и в рамках единственной сюжетной миссии.

В первую очередь, игрок получал полную свободу действий, используя по желанию стелс или открытое столкновение с противниками. Помимо ключевой цели, которую необходимо было вытащить с тщательно охраняемой военной базы, в игре можно было найти множество второстепенных миссий и даже спасти самого гениального геймдизайнера. Таким образом, игрок получал повод задержаться здесь на несколько часов, а концовка с клиффхэнгером подогревала ожидание The Phantom Pain.

Купить (РС) Купить (PS) Купить (XB)

P.T. (2014)

P.T. (2014)

P.T. – это демо, показывающее, что могло бы получиться, если бы вышла отмененная Silent Hills, но сейчас его даже невозможно официально скачать. Сотрудничество Кодзимы и Гильермо дель Торо обещало поистине обескураживающий хоррор. Те, кто успел поиграть в демо, подтвердят, насколько пугающим оно было, несмотря на короткий размер.

И хотя многие могут возразить против его включения в этот список, так как это всего лишь небольшой тизер, а не полноценная игра, нельзя недооценить его влияние на игровую индустрию и инновационный подход к анонсу проекта.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Эта игра 2015 года заимствует принципы Peace Walker и реализует их на «больших» консолях. Игрок должен набирать солдат и закупать припасы для развития своей базы и производства лучшего оружия и снаряжения. Впервые в серии здесь появился открытый мир, а геймеры получали доступ к невероятному количеству гаджетов и оружия, с которыми можно было действовать как вздумается – хоть вломиться на базу противника, сея смерть и хаос, хоть проскользнуть незамеченным, а то и похитить всех вражеских бойцов и завербовать их для службы на базе.

Вдобавок, здесь невероятно мрачный сюжет, даже по стандартам серии Metal Gear. В ходе событий Биг Босс выполнял задачи в Афганистане и Африке, а поклонники серии могли встретить множество известных по предыдущим частям персонажей и получить ответы на не дававшие покоя вопросы.

Единственная причина, почему эта игра не стала лучшим творением Кодзимы – связанный с ней конфликт, из-за которого она была выпущена в незавершенном виде.

Купить (РС) Купить (PS) Купить (XB)

Death Stranding (2019)

Death Stranding (2019)

Актер Норман Ридус должен был сыграть в Silent Hills от Хидео Кодзимы, однако игра была отменена, а геймдизайнер взял Ридуса в свой следующий проект, Death Stranding. Его и еще плеяду звездных актеров, в числе которых Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Маргарет Куэлли, Томми Дженкинс, Линдси Вагнер и Трой Бейкер.

Death Stranding следует созданной писателем Кобо Абэ концепции «палки и веревки»: это старейшие изобретения человечества, созданные, чтобы отгонять плохое и связывать хорошее. По замыслу Кодзимы, игра должна показать геймерам, что они могут взаимодействовать друг с другом ради созидания, а не разрушения.

Отправляя игроков в постапокалиптический мир, где люди прячутся в бункерах, а выход на поверхность смертельно опасен, Death Stranding предлагает вжиться в роль Сэма Бриджеса, курьера, который доставляет грузы между убежищами, сражаясь с потусторонними тварями, террористами и сумасшедшими доставщиками. Большое значение здесь имеет сотрудничество: не встречая других геймеров в своем мире, игрок тем не менее получает от них «лайки», пользуется оставленными ими предметами ресурсами, а также вкладывается в совместное строительство объектов, преображая ландшафт мира.

Купить (РС) Купить (PS)

Что дальше?

Хидео Кодзима

Мы уже знаем, что в разработке находится сиквел Death Stranding, и ходят упорные слухи о создании новой части серии Silent Hill под руководством Кодзимы. Очевидно, геймдизайнер не планирует прекращать работать над играми, а значит, в будущем мы обязательно увидим новые гениальные (в кавычках или без них) произведения.

Monty Loveless

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
DIGMA 10 A500S
Creative Sound Blaster Blaze
HIPER HGS-109
DIGMA CITI 10 E402 4G
В центре внимания