- Разработчик: Red Hook Studios
- Издатель: Red Hook Studios
- Дата выхода: 8 мая 2023 года
Как и Rogue Legacy 2, сиквел Darkest Dungeon осмелился выйти в ранний доступ в октябре 2021 года с небольшим количеством контента, за что игру и разработчиков, конечно же, поругали.
Но если тот же Rogue Legacy сохранил концепцию изучения замка, то Темнейшие Подземелья 2 идейно сильно отличался от оригинала, что повергло в шок фанатов куда больше, чем отсутствие контента. Однако разработчики не отказались от своих идей и кропотливо доводили их до ума в течение двух с половиной лет.
По сюжету победа над Предком не подарила краски депрессивному игровому миру – здесь снова случилась какая-то катастрофа, которая породила кошмарных монстров. Противостоять им будут знакомые наемники, но на этот раз – в формате путешествия. Рассказчик по–прежнему говорит загадками и метафорами, напрямую история не подается.
Хотя рогалики – это часто игры не про сюжет. История в Darkest Dungeon II раскрывается непринужденно, во время зарисовок, интегрированных в геймплей, но спустя десятки часов забегов на них уже перестаешь обращать внимание.
Сиквел – это, в отличие от оригинала, более традиционный рогалик. Если кратко, то нас ждут многочасовые забеги по пяти сюжетным актам, каждый из которых включает несколько локаций. Сначала мы собираем команду из четырех наемников с различными способностями и характеристиками, но не все они доберутся до босса акта – забеги затяжные, риск потерять кого-то по пути крайне велик.
Пару слов про отличия от оригинала. Я знаю, что в первой части был хаб, где можно было нанять героев, подлатать их и отправить в походы в подземелья. Отказ от этой концепции и других идей фанаты скорее всего не смогут простить, но я в этом вижу смелость и желание развиваться – разработчики не выбросили базовые механики, они их улучшили и представили в новой интерпретации.
Уверен, что это пойдет серии только на пользу, и уже в третьей части будут совмещены лучшие идеи предшественников, а мы получим, наверное, самый масштабный и сложный рогалик.
Итак, сиквел начинается с набора команды, в которую могут войти четыре наемника. На первых порах выбирать не придется, в стартовом наборе доступно 4 персонажа: Разбойник, Воитель, Расхитчица и Чумница. В забегах можно открыть еще 8, большая часть – герои из прошлой части.
Проработка персонажей – сильное достоинство Darkest Dungeon II, одна из лучших, что я видел. У каждого героя есть набор навыков, причем они имеют как положительные, так и отрицательные эффекты. Кроме способностей у них есть черты, пути развития (как в RPG) и даже предыстория.
Друг с другом наемники выстраивают взаимоотношения во время забега, что влияет на геймплей – причем отношения развиваются как от принятых игроком решений, так и сами по себе. У каждого персонажа в рамках похода есть цель, награда за выполнение – бонусная игровая валюта, которая нужна для глобальной прокачки.
В рогаликах герои обычно перемещаются по точкам интереса на карте, древовидные пути которой рано или поздно приведут их к боссам. В Darkest Dungeon 2 разработчики куда подробнее проработали этот момент, предложив управлять дилижансом, как автомобилем в какой-нибудь гонке.
На первый взгляд, деталь излишняя, но это не так. Во-первых, дилижанс – одна из игровых механик. Карету можно улучшить с помощью артефактов, у нее есть ремонтируемые параметры, которые дают бонусы. Дилижанс можно повредить, если ездить по разбитым дорогам, при необходимости ремонта его нужно оборонять от грабителей корованов.
Во-вторых, тут разработчики перенесли свои мрачные фирменные арты в 3D – и выглядят они великолепно. Размытая картинка, едва напоминающая комиксы, рисует полноценный игровой мир с дремучими лесами, пылающими городами и прочими локациями. Несмотря на настроение, которое они воссоздают, рассматривать декорации – одно удовольствие.
Еще на крыше дилижанса установлен факел, который гаснет со временем, и который нужно разжигать – своеобразный символ надежды в мрачном игровом мире. Чем ярче факел, тем проще приключение за счет бонусов, тусклый свет же накладывает негативные эффекты.
Таких деталей, которые влияют на поход, на самом деле гораздо больше, и если перечислять их, то статья сильно растянется. Тут и система стресса из первой части, и случайные события, и недуги, которые суммируются – игра не скрывает, что пытается убить вас. Все это богатство механик сваливается на голову, как снег на голову, и оно может отпугнуть новичков – но спустя время все становится на свои места.
Точек интереса во время путешествия – хоть отбавляй. Страждущие, берлога, лечебница, барахольщик, еретики – лишь часть мест, которые могут оказаться на пути. По классике игроку дают выбор на развилках, а карты генерируются случайным образом. Есть возможность выбора в событиях, варианты представлены в виде мнений персонажей. Поддержав одного, мы не только повлияем на событие, но и на отношение с компаньонами.
А можно и вовсе проехать мимо события или логова врагов, что не свойственно для жанра.
Боевую систему точно опознают фанаты первой части – она перекочевала из оригинала, но была улучшена. Это все те же сложные пошаговые сражения с видом сбоку, но более справедливые.
Теперь бои не похожи на казино с минимальным шансом на удачу – появилась система меток, показывающая шанс на промах и усиление, рандом стал более контролируемым. Добавлен новый тип урона – огненный. Враги тоже получили шанс на последний удар после опустошения шкалы здоровья. Революции боевка не претерпела, но, судя по увиденному в оригинале, стала приятнее.
Между локациями в рамках сюжетного акта наемники могут отдохнуть в таверне – там же можно подлечиться, прокачаться, купить расходники, проверить цели похода. Очень просто потерять кого-то в дороге, умершие наемники возвращаются к жизни только при новой попытке прохождения.
После поражения или победы мы возвращаемся к стартовой точке, но с карманами, набитыми свечами. Это – новая валюта Darkest Dungeon, которая нужна для глобальной прокачки. Отмечу, что прогрессия получилась разнообразной – на свечи можно купить расходники, усилить навыки героев и расширить геймплейные фичи. Правда, понадобится немало свечей, чтобы прокачать все, что ведет к гринду.
Один такой забег может занять от получаса до нескольких часов, что не очень комфортно – не у всех есть в запасе столько времени. С другой стороны, посмотрите, насколько насыщенными получились партии – они пестрят деталями и механиками, разбираться в которых предстоит довольно долго.
В Darkest Dungeon 2 прослеживается формула типичного рогалика, но стоит присмотреться, и мы увидим, что каждая механика имеет глубину и проработана на достойном уровне. Крепкий представитель своего жанра, достойно стоящий на полке с другими тайтлами.
Но главное, что нужно понять – это другая игра. От оригинала сиквел унаследовал стиль, боевку и некоторые механики типа стресса, пересмотренная концепция не позволяет назвать тайтл прямым продолжением. Это станет разочаровывающим открытием для тех, кто любит оригинал, и предметом долгих споров, в которых никто не окажется прав – такой феномен подарила нам Red Hook Studios.
Расхитчица? Долбаеб
А вы присмотритесь к скриншотам, вот, прямо в обзоре, или, там, запустите игру, и увидите, что класс персонажа именно так и называется. «Не играл, но осуждаю», классика)